МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из важнейших направлений работы школьного учителя является профессиональная ориентация старшеклассников. Подготовка к профессии учителя должна начинаться в школьные годы. В этой связи преемственность школы и вуза имеет огромнейшее значение. Целью работы является выяснение особенностей взаимодействия школы и вуза при подготовке старшеклассников к профессии учителя. Школа призвана подготовить постепенный переход своих выпускников в вуз, при котором бы студент уже на первом курсе становился подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса, своего профессионально-педагогического самовоспитания. Преемственность между различными уровнями образования есть процесс. Суть его заключена в последовательности условий, направленных на разрешение противоречий перехода личности из одних обстоятельств обучения в другие, от социальной роли школьника к роли студента. Этот переход должен быть осмыслен, подготовлен и обеспечен на основе формирования профессиональной направленности старшеклассника, абитуриента, студента соответствующего факультета (отделения) вуза. Принципиально важно, чтобы условия преемственности были реализованы в учебных планах, программах, принципах и методике учебно-воспитательной работы, а также в методике отбора будущих учеников в профильные педагогические классы (если они имеются в школе). Проблему выбора педагогической профессии и обоснованного профессионального отбора нельзя решить без новых подходов, принципов и форм подготовки педагога. И прежде всего – без объединения усилий школы и вуза. Принципиальная модель подготовки учителя должна включать три этапа: довузовский, вузовский, послевузовский. Довузовский этап – новый элемент в этой системе и самый важный, определяющий. Его главные задачи: формирование осознанного профессионального выбора; подготовка и осуществление плавного (поступательного) перехода от школьника к студенту; создание условий для одаренных детей и эффективной связи «ученик-преподаватель вуза»; создание единого образовательного пространства и творческого коллектива учителей и преподавателей вуза.

Ключевые слова:
преемственность школы и вуза, подготовка учителя, педагогическая специальность, учебный процесс в школе, система педагогического образования.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Бырдина О.Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза [Текст] / О.Г. Бырдина // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 501-503.

2. Вдовина С.А. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы [Текст] / С.А. Вдовина, Е.А. Вдовина // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 679-681.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

4. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования [Текст] / С.М. Годник. - Автореф. дис. докт. пед. наук. М.,1990. - 31 с.

5. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы [Текст] / С.М. Годник. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. - 207 с.

6. Демченко А.Р. Профессиональное самоопределение обучающихся в системе непрерывного образования за рубежом [Текст] / А.Р. Демченко, С.Н. Липатова, В.Г. Лысенко // Профильная школа. - 2015. - Т. 3. - №. 2. - C. 28-35.

7. Киселева Е.С. Современные подходы к обеспечению преемственности обучения (на примере физики в школе и вузе) [Текст] / Е.С. Киселева, Е.Н. Овчаренко // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 3. - С. 113-120.

8. Кузнецов А.А. Перспективы развития профильного обучения на старшей ступени школы в условиях перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт [Текст] / А.А. Кузнецов // Профильная школа. - 2015. - Т. 3. - №4. - C. 3-8.

9. Леднев В.С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры [Текст] / В.С. Леднев. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.

10. Мачулис В.В. Роль новых информационных технологий в обеспечении преемственности естественнонаучного образования в средней и высшей школе [Текст] / В.В. Мачулис: дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2002. - 137 с.

11. Монахов В.М. Построение классификации педагогических измерений на основе системы психологических принципов [Текст] / В.М. Монахов, В.Е. Фирстов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2014. - №2. - С. 15-33.

12. Овчаренко Е.Н. Компонентный состав общепедагогического принципа преемственности обучения в системе «школа-вуз» [Текст] / Е.Н. Овчаренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 23. - С. 64-67. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56394.htm.

13. Попов А.А. Сущность проблемы преемственности содержания профессионально-ориентированного образования в системе «школа - вуз» [Текст] / А.А. Попов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(2), 2015. - С. 328-331.

14. Попов О. Креативность в высшем образовании [Текст] / О. Попов // Вестник высшей школы. - 2007. - №10. - С. 48-56.

15. Сергиевский В.В. Информация и знание с позиций субъекта познания [Текст] / В.В. Сергиевский //Alma Mater. Вестник высшей школы. - 1999. - №12. - С. 21-24.

16. Талызина Н.Ф. Деятельностная теория обучения как основа подготовки специалистов [Текст] / Н.Ф. Талызина // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2009. - №3. - С. 17-30.

17. Филатова Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях профильного обучения в старшем звене средней школы [Текст] / Л.О. Филатова. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2005. - 192 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?