Россия
В статье рассмотрена используемая на кафедре «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» Иркутского государственного технического университета методика обучения студентов по профилю «Безопасность технологических процессов и производств» в рамках направления подготовки «Техносферная безопасность». Методика основана на применении активных методов обучения путем организации соревнований по лайфрестлингу и разработанного учебно-методического комплекса.
обучение, активные методы, лайфрестлинг, соревнование, олимпиада, оказание первой помощи.
Возрастающие требования к качеству подготовки выпускников высших учебных заведений обусловлены изменениями в обществе. Особую актуальность приобретает задача подготовки кадров новой формации в области техносферной безопасности. Достичь высокого уровня профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в условиях перманентных опасностей нельзя без овладения технологиями межличностного взаимодействия, навыками и методами оказания первой помощи и т. д.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Техносферная безопасность» содержит следующее требование к результатам освоения основных образовательных программ: «Выпускник должен обладать… готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики; способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях» [1].
Необходимость реализации компетентностного подхода при подготовке бакалавров и магистров направления «Техносферная безопасность» требует от преподавателя высшей школы нового подхода к организации обучения. Преподаватель должен не только выполнять функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбрать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы в образовательном процессе [2]. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
1. Александров А.А., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2013. № 4. С. 49-70. DOI:https://doi.org/10.12737/721
2. Девисилов В.А Принципы построения образовательных программ и технологии обучения по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2010. № 6. С. 54-62.
3. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
4. Бубнов В.Г. Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания первой помощи очевидцами несчастного случая. Москва: ООО «ГАЛО БУБНОВ», 2012.
5. Роботы-тренажеры «Гоша», «Гаврюша» [Электронный ресурс] / Компания «ГАЛО». М., 2013. Режим доступа: http://galo.ru (дата обращения: 20.12.2014).
6. Положение о проведении чемпионатов по лайфрестлингу [Электронный ресурс] / Национальный центр обучения навыкам оказания первой помощи «ШКОЛА БУБНОВА». М., 2013. Режим доступа: http://www.spas01.ru (дата обращения: 25.12.2014).
7. Ломать Л.Н. Травматизм и дорожно-транспортные происшествия в Республике Беларусь. Профилактика взрослого и детского травматизма на дорогах. [Электронный ресурс] / Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии». Минск, 2013. Режим доступа: http://www.ortoped.by (дата обращения: 26.12.2014).