Russian Federation
The article studies a training method used by the Department of Industrial Ecology and Life Safety of Irkutsk State Technical University to teach “security processes and facilities” students “Technosphere safety”. Methodology is based on active learning methods: “life-wrestling” competitions and educational complex.
training, active methods, life-wrestling, competition, Olympiad, first aid.
Возрастающие требования к качеству подготовки выпускников высших учебных заведений обусловлены изменениями в обществе. Особую актуальность приобретает задача подготовки кадров новой формации в области техносферной безопасности. Достичь высокого уровня профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в условиях перманентных опасностей нельзя без овладения технологиями межличностного взаимодействия, навыками и методами оказания первой помощи и т. д.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Техносферная безопасность» содержит следующее требование к результатам освоения основных образовательных программ: «Выпускник должен обладать… готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики; способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях» [1].
Необходимость реализации компетентностного подхода при подготовке бакалавров и магистров направления «Техносферная безопасность» требует от преподавателя высшей школы нового подхода к организации обучения. Преподаватель должен не только выполнять функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбрать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы в образовательном процессе [2]. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
1. Aleksandrov А.А., Devisilov V.A., Simakova E.N. Drafts of Federal State Educational Standards related to Higher Education in Technosphere. Safety Direction. Bezopasnost´ v tekhnosfere [Safety in Technosphere]. 2013, I. 4, pp. 49-70. DOI:https://doi.org/10.12737/721 (in Russian).
2. Devisilov V. A. The principles of educational programs and Teaching technologies for Safety in Technosphere. Bezopasnost´ v tekhnosfere [Safety in Technosphere]. 2010, I. 6, pp. 54-62 (in Russian).
3. Mukhina T.G. Aktivnye i interaktivnye obrazovatel´nye tekhnologii (formy provedeniya zanyatiy) v vysshey shkole: uchebnoe posobie [Active and interactive educational technologies (form of carrying out occupations) at the higher school. Nizhniy Novgorod, NNGASU Publ., 2013. 97 p. (in Russian).
4. Bubnov, V.G. Nauchnye i prakticheskie osnovy povysheniya effektivnosti sistemy okazaniya pervoy pomoshchi ochevidtsami neschastnogo sluchaya [Scientific and practical basis for improving the effectiveness of the first aid witnessed the accident]. Moscow, LLC «GALO BUBNOV» Publ., 2012. 62 p.
5. Roboty-trenazhery «Gosha», «Gavryusha» Kompaniya «GALO» [Robot simulators "Gosh", "Gavryusha" Company "GALO"]. Available at: http://galo.ru (accessed 20 December 2014).
6. Polozhenie o provedenii chempionatov po layfrestlingu [Terms and conditions of championships lifewrestling]. Available at: http://www.spas01.ru (accessed 25 December 2014).
7. Travmatizm i dorozhno-transportnye proisshestviya v Respublike Belarus´. Profilaktika vzroslogo i detskogo travmatizma na dorogakh [Injuries and road traffic accidents in the Republic of Belarus. Prevention of adult and childhood injuries on the roads]. Available at: http://www.ortoped.by (accessed 26 December 2014).