Рассмотрены проблемы выбора предприятий-получателей ограниченных инвестиционных ресурсов на проекты модернизации производственного потенциала. Руководство предприятий проявляет оппортунистическое поведение, стремясь запрашивать избыточные суммы. Инвестиционные проекты нередко не имеют экономического обоснования, и создаваемые современные производственные мощности не будут эффективно использованы. В то же время более тщательный отбор получателей средств приводит к сдвигу сроков реализации проектов модернизации, сокращая возможную экономию производственных издержек. В статье предложены простые методы оценки потерь, возникающих вследствие ограниченной рациональности распорядителей ресурсов, при выделении средств предприятиям, неспособным обеспечить эффективную загрузку производственных мощностей, а также потерь вследствие сдвига сроков принятия решений. Это позволяет выработать экономически обоснованные рекомендации по совершенствованию процедур принятия решений. Все модели рассчитаны на использование доступной статистической информации. Расчеты проведены с учетом экономической специфики авиационной промышленности, но предлагаемые подходы могут быть адаптированы и к прочим отраслям, в которых возникают аналогичные управленческие проблемы.
авиационная промышленность, модернизация, инвестиционный проект, эффективность, загрузка производственных мощностей, потери, оппортунизм, ограниченная рациональность
В сложившейся макроэкономической и геополитической обстановке обостряется дефицит ресурсов, как финансовых, так и временных, необходимых для модернизации предприятий российской авиационной промышленности. Неизбежно секвестрование расходов государственного бюджета на эти цели ввиду сокращения бюджетных доходов, а покупательная способность выделяемых средств падает в силу удешевления рубля относительно валют тех стран, в которых закупается значительная часть оборудования и технологий. В то же время техническое перевооружение предприятий российской авиационной промышленности (как и большинства отраслей российского оборонно-промышленного комплекса) сопровождается целым рядом организационных проблем, которые тесно связаны с финансовыми и ресурсными проблемами. Эти две группы проблем усиливают друг друга.
1. Байбакова Е.Ю., Клочков В.В. Анализ проблем и рисков реструктуризации авиапромышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 4 (193). С. 7-17.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2013-2025 гг. URL: www.minpromtorg.gov.ru
3. Клочков В.В. Экономический анализ направлений производственной реструктуризации российского авиационного двигателестроения: Научно-технич. отчет ОАО «Авиационная промышленность» № 115-08. 2008.
4. Клочков В.В. Проблемы государственной финансовой поддержки развития российской авиационной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 5. С. 163-172.
5. Клочков В.В., Вдовенков В.А. Задержки реализации инвестиционных проектов развития производственного потенциала предприятий авиационной промышленности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 8 (242). С. 13-26.
6. Мантуров Д.В., Клочков В.В. Система прогнозирования и обеспечения реализуемости производственных программ авиационной промышленности // Вестник МАИ. 2012. Т. 19. № 1. С. 163-172.
7. Русанова А.Л., Клочков В.В. Анализ эффективности российской практики финансирования инновационных проектов в наукоемкой промышленности (на примере авиастроения) // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 5. С. 57-61.
8. Ackerlof G. The Market for “Lemons”: Qualitative Uncertainty and the Market Mechanism // Quarterly Journal of Economics, 1970, vol. 84.
9. Aircraft Engine and Engine Parts Manufacturing: 2002. / in: 2002 Economic Census. Manufacturing. Industry series. U.S. Census Bureau, 2004. 47 p.
10. Aircraft Manufacturing: 2002 / in: 2002 Economic Census. Manufacturing. Industry series. U.S. Census Bureau, 2004. 47 p.
11. Other Aircraft Parts and Auxiliary Equipment Manufacturing: 2002 / in: 2002 Economic Census. Manufacturing. Industry series. U.S. Census Bureau, 2004. 47 p