Зеленоград, Россия
В статье обсуждается проблема использования фольклора и авторских сказок как средства ознакомления младших школьников с историей русского народа, его бытовой культурой. Приводятся примеры сказок и методики работы с устаревшими терминами и понятиями, которые в них встречаются. Материал может широко использоваться на уроках окружающего мира при изучении соответствующих исторических тем.
младший школьник, история русского народа, фольклор, авторская сказка, бытовая культура.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ ПРИ ОСВОЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Как известно, современный курс начальной школы «Окружающий мир» носит интегрированный характер, то есть в его содержании объединены знания из области естествознания, обществознания и истории России. Изучение истории российского государства младшими школьниками предполагает не только запоминание дат и событий, но и знакомство с отдельными историческими деятелями, образом жизни наших предков, их культурой, бытовым укладом, верованиями. У детей этого возраста, учитывая их небольшой жизненный опыт, безусловно, достаточно трудно сформировать представления о разных исторических эпохах и жизни людей в далеком прошлом. Данная проблема актуальна также в связи с тем, что изучение основ истории России, своего края, культуры своего народа заявлена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
В качестве одного из природосообразных для младшего школьника средств изучения истории можно порекомендовать сказку. Народные и авторские сказки, с одной стороны, привлекают детей захватывающими сюжетами и яркими образами, а с другой — являются средством ознакомления с жизненным опытом и традициями наших предков, способствуют формированию поведенческих стереотипов (учат исправлять ошибки, принимать смелые решения, преодолевать трудности), воспитывают у детей высоконравственные и патриотические качества. Нельзя забывать и о том, что народные сказки, отражающие многовековую мудрость наших предков, в своей основе содержат идею единства человека и природы, гармоничного взаимоотношения с окружающим миром.
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2 т. - М.: РООССА, 2001.
2. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 3 т. - М.: Наука, 1985.
3. Пушкин А.С. Сказки. - М.: Олма Медиа Групп, 2015.
4. Семёнова М.М. Мы - славяне. - М.: Азбука-Классика, 2009.
5. Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый город, 2007.
6. Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века / 9-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2006.