ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ РУССКОГО НАРОДА СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обсуждается проблема использования фольклора и авторских сказок как средства ознакомления младших школьников с историей русского народа, его бытовой культурой. Приводятся примеры сказок и методики работы с устаревшими терминами и понятиями, которые в них встречаются. Материал может широко использоваться на уроках окружающего мира при изучении соответствующих исторических тем.

Ключевые слова:
младший школьник, история русского народа, фольклор, авторская сказка, бытовая культура.
Текст

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ ПРИ ОСВОЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Как известно, современный курс начальной школы «Окружающий мир» носит интегрированный характер, то есть в его содержании объединены знания из области естествознания, обществознания и истории России. Изучение истории российского государства младшими школьниками предполагает не только запоминание дат и событий, но и знакомство с отдельными историческими деятелями, образом жизни наших предков, их культурой, бытовым укладом, верованиями. У детей этого возраста, учитывая их небольшой жизненный опыт, безусловно, достаточно трудно сформировать представления о разных исторических эпохах и жизни людей в далеком прошлом. Данная проблема актуальна также в связи с тем, что изучение основ истории России, своего края, культуры своего народа заявлена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

В качестве одного из природосообразных для младшего школьника средств изучения истории можно порекомендовать сказку. Народные и авторские сказки, с одной стороны, привлекают детей захватывающими сюжетами и яркими образами, а с другой — являются средством ознакомления с жизненным опытом и традициями наших предков, способствуют формированию поведенческих стереотипов (учат исправлять ошибки, принимать смелые решения, преодолевать трудности), воспитывают у детей высоконравственные и патриотические качества. Нельзя забывать и о том, что народные сказки, отражающие многовековую мудрость наших предков, в своей основе содержат идею единства человека и природы, гармоничного взаимоотношения с окружающим миром.

Список литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2 т. - М.: РООССА, 2001.

2. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 3 т. - М.: Наука, 1985.

3. Пушкин А.С. Сказки. - М.: Олма Медиа Групп, 2015.

4. Семёнова М.М. Мы - славяне. - М.: Азбука-Классика, 2009.

5. Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый город, 2007.

6. Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века / 9-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?