Выявлены три режима загрузки цепочно-дискового транспортера. Определены функции объема единичной порции кормосмеси в зависимости от длины ее цилиндрической части при различных режимах загрузки.
комбикорм, транспортер, кормопровод, сыпучее тело, геометрический параметр.
Введение. Цепочно-дисковые транспортеры получили широкое применение в организации процесса раздачи кормов на животноводческих фермах различного типа [1]. Это связано, прежде всего, с простотой конструкции и высокой степенью надежности транспортеров данного типа.
Подача сухих комбикормов цепочно-дисковым транспортером как правило регулируется изменением степени загрузки полости транспортера, с помощью изменения площади сечения загрузочного окна накопительного бункера. Степень загрузки транспортера влияет на геометрические параметры транспортируемой единичной порции кормосмеси [2].
Условия, материалы и методы исследований. Целью настоящих исследований является выявление взаимосвязи между степенью загрузки транспортера и геометрической формой транспортируемой порции комбикорма. Данные исследования являются теоретическими, основывающимися на аналитических исследованиях механики сыпучего тела в поле гравитации [3-5]. В качестве объекта исследований была принята идеализированная модель сыпучего тела.
Анализ и обсуждение результатов исследования. Порцию кормосмеси, транспортируемой по произвольному пологому участку транспортера [3], можно разбить на две части, определяемые соответственно длиной цилиндрической части порции l1 и длиной участка насыпного откоса l2 (pис. 1).
Порция комбикорма характеризуется следующими геометрическими параметрами: длины участков l1 и l2, угол наклона образующей насыпного откоса, равный сумме угла естественного откоса сыпучего тела φ и угла наклона транспортера x; радиус R цилиндрической части порции, равный радиусу кормопровода транспортера.
Длина цилиндрической части транспортируемой порции l1 зависит от степени загрузки транспортера λ и угла его наклона x, а длина насыпного откоса зависит только от угла наклона транспортера. Соотношение длин участков l1 и l2 будет зависеть от технических параметров транспортера R и L, степени загрузки транспортера и наклона транспортера к горизонту [6].
Степень загрузки транспортера λ определяется как отношение объема V П единичной порции транспортируемого комбикорма, находящейся между двумя соседними шайбами, к объему VK единичной камеры, образованной этими шайбами и внутренней поверхностью кормопровода:
1. Коба В.Г., Брагинец Н.В., Мурусидзе Д.Н., Некрашевич В.Ф. Механизация и технология производства продукции животноводства. - М.: Колос. 1999. - 528 с.
2. Коваленко В.П., Корнеев Д.В. Теория цепочно-дискового транспортера. Монография. - Краснодар, КубГАУ, 2013. - 224 с.
3. Зенков Р.Л. Механика насыпных грузов. - Москва, Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1952. - 217 с.
4. Орнатский Н.В. Механика грунтов. - Москва: Издательство московского университета. 1950. - 419 с.
5. Клейн Г.К. Строительная механика сыпучих тел. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Стройиздат. 1977. - 256 с.
6. Давление насыпного откоса на стенки кормопровода. Коваленко В.П., Корнеев Д.В. Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2012. - Т. 1. № 37. - С. 254-258.
7. Коваленко В.П., Фролов В.Ю., Сторожук Т.А., Сысоев Д.П. Механизация животноводства: учебное пособие. Краснодар: КубГАУ, 2012.
8. Бермант А.Ф. Курс математического анализа: часть 2. - Москва: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1955. - 358 с.
9. Зубов В.И. Математические методы исследования систем автоматического регулирования. - Ленинград: Государственное союзное издательство судостроительной промышленности. 1959. - 324 с.