В статье рассматривается опыт применения тестирования в вузовской практике преподавания русского языка и культуры речи. Анализируется целесообразность использования тестовых заданий различных форм.
культура речи, входное, промежуточное, итоговое тестирование, функции тестирования.
В соответствии с требованием модернизации процесса высшего профессионального образования преподаватели речеведческих дисциплин активно внедряют в педагогическую практику комплекс инновационных технологий: компьютерные презентации, тестирование, семинары-тренинги, дискуссии, создание и защита проектов. Тестирование в этом ряду занимает особое место.
Цель статьи – рассмотреть возможности и особенности применения тестовых технологий в процессе преподавания русского языка и культуры речи.
В специальной литературе [2–4] широко распространено понятие «тестирование», обозначающее не просто контроль, а те его формы, которые предполагают стандартизацию вопросов и ответов. Тест представляет собой совокупность педагогических заданий определенного содержания и возрастающей сложности, представленных в специфической форме. Педагогический тест позволяет эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений. Специалисты в области тестирования выделяют уровни заданий: задания в тестовой форме – тестовые задания – педагогические тесты [1]. М.Б. Челышкова квалифицирует уровни тестовых заданий таким образом: предтесты – тесты – педагогические тесты [4].
В литературе отмечается расширение функций современного дидактического тестирования, в процессе которого должны быть реализованы диагностическая, контролирующая, обучающая, воспитывающая, мотивирующая, развивающая и прогностическая функции [4]. Однако на практике утвердились в основном тесты в контролирующей и обучающей роли.
Контролирующие тесты проверяют наличие у студентов определенного уровня речевой компетенции, овладение конкретным языковым материалом (в нашем случае орфоэпическими, лексическими или грамматическими нормами) в соответствии с определенным этапом обучения.
1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Учебный центр при Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, 1994.
2. Балыхина Т.М. Словарь тестологии. М.: Изд-во РУДН, 2006.
3. Войлов А.Г. Тестология. М.: Эндемик, 2004.
4. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. М.: Логос, 2002.