The article discusses the experience of testing in high school practice of teaching Russian language and culture of speech. Examines the feasibility of using different forms of tests.
culture of speech input, intermediate, final testing, function testing.
В соответствии с требованием модернизации процесса высшего профессионального образования преподаватели речеведческих дисциплин активно внедряют в педагогическую практику комплекс инновационных технологий: компьютерные презентации, тестирование, семинары-тренинги, дискуссии, создание и защита проектов. Тестирование в этом ряду занимает особое место.
Цель статьи – рассмотреть возможности и особенности применения тестовых технологий в процессе преподавания русского языка и культуры речи.
В специальной литературе [2–4] широко распространено понятие «тестирование», обозначающее не просто контроль, а те его формы, которые предполагают стандартизацию вопросов и ответов. Тест представляет собой совокупность педагогических заданий определенного содержания и возрастающей сложности, представленных в специфической форме. Педагогический тест позволяет эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений. Специалисты в области тестирования выделяют уровни заданий: задания в тестовой форме – тестовые задания – педагогические тесты [1]. М.Б. Челышкова квалифицирует уровни тестовых заданий таким образом: предтесты – тесты – педагогические тесты [4].
В литературе отмечается расширение функций современного дидактического тестирования, в процессе которого должны быть реализованы диагностическая, контролирующая, обучающая, воспитывающая, мотивирующая, развивающая и прогностическая функции [4]. Однако на практике утвердились в основном тесты в контролирующей и обучающей роли.
Контролирующие тесты проверяют наличие у студентов определенного уровня речевой компетенции, овладение конкретным языковым материалом (в нашем случае орфоэпическими, лексическими или грамматическими нормами) в соответствии с определенным этапом обучения.
1. Avanesov V.S. Nauchnye problemy testovogo kontrolya znaniy [Scientific problems of test knowledge control]. Moscow, Learning Center at the Research Center for the quality of training Publ., 1994.
2. Balykhina T.M. Slovar’ testologii [Dictionary testology]. Moscow, Izd-vo RUDN Publ., 2006.
3. Voylov A.G. Testologiya [Testers]. Moscow, Endemik Publ., 2004.
4. Chelyshkova M.B. Teoriya i praktika konstruirovaniya pedagogicheskikh testov [Theory and practice of designing pedagogical tests]. Moscow, Logos Publ., 2002.