АДАПТАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МОДЕЛИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – СТУДЕНТ» К ТРЕБОВАНИЯМ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изменениям в коммуникативном поведении преподавателей высшей школы, связанным с процессами, которые произошли в российском образовании в условиях рыночной экономики, принципов свободного предпринимательства и договорных отношений. Автор рассматривает влияние смены субъекта образовательного процесса на изменение коммуникативной модели: авторитарное поведение → коллегиальное. Для того чтобы отвечать современным требованиям к личностной компоненте коммуникативной модели поведения, преподавателю потребуются знания и освоение нескольких дополнительных дисциплин: психологии, социологии, маркетинга, экономики, социологии. В статье предлагаются конкретные меры, которые помогут преподавателю вписаться в новую концепцию образования.

Ключевые слова:
рынок образовательных услуг, коммуникативная модель «преподаватель – студент», функции педагогического общения, культурная трансмиссия, образовательный маркетинг, способы коммуникативных воздействий, вербальная и невербальная коммуникация.
Текст

Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), нацеленное на усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, эмотивная. Механизмами межличностного восприятия являются проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация.

Профессия преподавателя относится к коммуникативной модели типа «человек – человек», а взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется по схеме «преподаватель – студент», причем в условиях рыночной экономики студент воспринимается как клиент, а преподаватель – как исполнитель образовательной услуги.

В России на протяжении долгих лет отсутствовало само понятие образовательной услуги как рыночной категории. Термин «образовательная услуга» вошел в употребление после распада СССР, когда в 1992 г. был принят закон «Об образовании», в котором впервые было записано, что государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги.

В современной системе образования произошла смена субъекта образовательного процесса: вместо учителя на первый план выходит обучаемый; авторитарные (патерналистские) отношения первого ко второму сменяются коллегиальными; обучающийся получает право самостоятельно оценивать необходимость приобретаемых знаний. Авторитет роли преподавателя уступает место личности преподавателя.

Список литературы

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Минск: Высшая школа, 2009.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008.

3. Донина И.А. Образовательный маркетинг // Фундаментальные исследования. 2013. № 2. С. 158-161. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-marketingsovremennyy-etap-marketinga-vzaimootnosheniy

4. Иванов Е.В., Певзнер М.Н. и др. Образовательный менеджмент: управление образованием или управление посредством образования. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009.

5. Саитов Р.М., Лисицкая Т.С. Функционально-круговая тренировка в оздоровительном фитнесе. URL: http://fitimage.ru/extra/articles/95-2012-02-02-14-24-14.html

6. Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. М.: МПСИ, 2008.

7. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31-42. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm

Войти или Создать
* Забыли пароль?