The article is about changes in higher school teacher’s communicative behavior. These changes are caused by developments in russian education under conditions of the market economy, principles of free enterprise and contract relations. The author reviews the influence of educational process subject transition on communication model: authoritarian behavior- >collegiate. In order to meet the requirements to a personal component of a behavioral pattern an up-to-date teacher needs knowledge of several additional subjects such as psychology, sociology, marketing and economy. In the article one can find practical measures that can help a teacher to fit in a new concept of education.
educational industry, model of communication “teacher-student”, pedagogical communication functions, educational marketing, communicative influence techniques, verbal and non-verbal communication.
Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), нацеленное на усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, эмотивная. Механизмами межличностного восприятия являются проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация.
Профессия преподавателя относится к коммуникативной модели типа «человек – человек», а взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется по схеме «преподаватель – студент», причем в условиях рыночной экономики студент воспринимается как клиент, а преподаватель – как исполнитель образовательной услуги.
В России на протяжении долгих лет отсутствовало само понятие образовательной услуги как рыночной категории. Термин «образовательная услуга» вошел в употребление после распада СССР, когда в 1992 г. был принят закон «Об образовании», в котором впервые было записано, что государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги.
В современной системе образования произошла смена субъекта образовательного процесса: вместо учителя на первый план выходит обучаемый; авторитарные (патерналистские) отношения первого ко второму сменяются коллегиальными; обучающийся получает право самостоятельно оценивать необходимость приобретаемых знаний. Авторитет роли преподавателя уступает место личности преподавателя.
1. Akulich I.L. Marketing [Marketing]. Minsk, Vysshaya shkola Publ., 2009.
2. Andreeva G.M. Sotsial’naya psikhologiya [Social Psychology]. Aspekt Press Publ., 2008.
3. Donina I.A. Obrazovatel’nyy marketing [Educational Marketing]. Fundamental’nye issledovaniya [Basic research]. 2013, i. 2, pp. 158-161. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-marketing-sovremennyy-etap-marketingavzaimootnosheniy/
4. Ivanov E.V., Pevzner M.N. Obrazovatel’nyy menedzhment: upravlenie obrazovaniem ili upravlenie posredstvom obrazovaniya [Education Management Education Management and control through education]. Velikiy Novgorod, 2009.
5. Saitov R.M., Lisitskaya T.S. Funktsional’no-krugovaya trenirovka v ozdorovitel’nom fitnese [Functionally, circuit training in the health and fitness]. Available at: http://fitimage.ru/extra/articles/95-2012-02-02-14-24-14.html/
6. Stankin M.I. Psikhologiya obshcheniya. Kurs lektsiy [Psychology of communication. A course of lectures]. Moscow, MPSI Publ., 2008.
7. Yakimanskaya I.S. Razrabotka tekhnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniya [Development of technology for student-centered learning]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1995, i. 2, pp. 31-42. Available at: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm/