Статья посвящена проблеме аккультурации и продуктивной интеграции национальных меньшинств в доминирующую языковую и культурную среду. Поликультурное образование рассматривается как фактор укрепления стабильности российского государства на основе мирного сосуществования и тесного взаимодействия населяющих его народов и этнических групп, преодоления сепаратизма и национализма.
мониторинг, поликультурное образование, языковая и культурная среда, младший школьник.
Поликультурное образование как альтернатива интернациональному воспитанию приобрело особую актуальность в 90-е годы XX в., когда в условиях социально-экономических и политических реформ в России сложилась новая образовательная ситуация. Для нее было характерно:
- усиление этнизации содержания образования;
- возрастание роли родного языка в обучении;
- возрождение идей народной педагогики;
- рост влияния религии на формирование самосознания личности.
Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского общества с демократическим укладом, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание подрастающего поколения в духе мира и взаимопонимания.
Диагностика уровня поликультурного образования младших школьников
Автором были проанализированы различные подходы к поликультурному образованию, представленные в отечественной и зарубежной педагогической теории, осуществлена педагогическая диагностика процесса поликультурного образования в многонациональной школе в поликультурной среде [1–4].
Диагностика основывалась не только на изложении обычаев, традиций, нравственных и эстетических представлений каждого этноса, входящего в состав населения Республики Дагестан, но также включала оценку навыков межкультурного взаимодействия и толерантного общения у младших школьников.
Важными характеристиками поликультурной образованности, на наш взгляд, являются:
- индивидно-антропологическая;
- социально-этническая (семейная поликультурность, или многокультурность);
- индивидуально-психологическая (деловая поликультурность, или мультикультурность);
- духовно-культурная, высшая поликультурность, или собственно поликультурность.
1. Алексашенкова И.В. Билингвальная образовательная программа как средство поликультурного образования студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2000. - 23 с.
2. Аракелян О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1997. - 23 с.
3. Выгодчикова Н.Н. Поликультурное образование младших школьников в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ульяновск, 2008. - 19 с.
4. Ушнурцева Н.Н. Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Смоленск, 2007. - 21 с.