Состояние и перспективы развития туристической отрасли в аспекте сезонных факторов дестинации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрен потенциал туризма, представляющий стратегическое отраслевое направление деятельности в экономике современного государства. На примере Республики Татарстан раскрыты специфика и возможности развития туризма в российских дестинациях. Обозначены проблемы сезонности туристского спроса, препятствующие эффективному развитию туризма в российских регионах, а также пути их возможного решения.

Текст

На протяжении десятилетий туризм являлся одной из динамично развивающихся экономических отраслей и продолжает относится к крупнейшим и высокодоходным направлениям мировой экономики. По оценкам экспертов, на долю туризма приходится более 10% всех осуществляемых в мире инвестиций, а также рабочих мест и расходов потребителей. Ежегодный прирост доходов от туристической деятельности составляет около 8%, а рост туристских прибытий – 5%. В то же время Всемирная туристская организация усматривает значительный потенциал для дальнейшего развития туризма, ожидая, что к 2030 году ежегодный мировой турпоток может вплотную приблизиться к показателю 2 млрд международных прибытий [1].Несмотря на то, что доля России в структуре мирового туристского рынка составляет по разным данным от 1 до 2 процентов, данный регион обладает значительным нереализованным ресурсным потенциалом, что позволяет рассматривать российское направление как одно из наиболее перспективных для развития туризма. В условиях жесткой мировой конкуренции классического пляжного отдыха России не просто завоевать место в качестве весомого участника туристического рынка. В то же время происходящие изменения могут послужить началом к перераспределению сил на международной туристской арене. Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что некогда популярный массовый туризм постепенно индивидуализируется, становясь менее продолжительным по времени и более насыщенным, и оригинальным по форме организации. В существующих условиях привлекательным направлением по развитию индивидуального и малогруппового туризма может стать Россия, регионы которой аккумулируют значительное количество разнообразных природных и культурно-исторических ресурсов.Анализ и обсуждение результатов исследования. Одним из перспективных примеров туристских дестинаций России является Татарстан, занимающий достойное место в числе десяти наиболее посещаемых туристских центров России, что подтверждается высокими темпами увеличения количества ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения. Так, по данным аналитического агентства «Kohl & Partner», начиная с 2003 года, рост только по отелям составил около 140%, в то время как среднероссийский показатель – 62% [2]. Как показал анализ, среди основных целей туристов, пребывающих в Татарстан, выделяются: деловые и образовательные (32%), а также рекреация и отдых (43%). При этом наибольшую динамику роста демонстрирует сегмент культурно-познавательных туристов, количество которых в период с 2005-2013гг. увеличилось в 4,8 раза. Основу туристического потока, пребывающего в Республику Татарстан, составляют туристы в возрасте от 15 до 45 лет, более половины которых размещается в гостиницах и аналогичных средствах размещения [7].В ходе исследования установлено, что в 2014 году регион посетили 2,5 млн туристов и экскурсантов. При этом ежегодное увеличение турпотока составило в среднем 15%. Эффект прямого экономического воздействия сферы туризма в 2014 году превысил аналогичный показатель 2005 года в пять раз, составив 10,03 млрд руб., объем которого обеспечен годовым приростом в сегментах гостиничных (28%), а также туристских (10,8%) услуг [7]. При этом косвенный доход от развития туризма, стимулирующий развитие смежных отраслей, обеспечивает в настоящий период времени до 10% валового продукта республики.

 

Список литературы

1. Вашуров М.В., Хисматуллин М.М. Городской и сельский туризм в аспекте дестинационного развития туристско-рекреационного потенциала Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. –2014. –№2 (32). – С. 5-10.

2. Вашуров М.В. Модель жизненного цикла дестинации как инструмент региональных туристских исследований. // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. –2014. –№5 (37). – С. 73-79.

3. Вашуров М.В., Хисматуллин М.М., Асадуллин Н.М. Роль спортивных мероприятий в развитии туристских дестинаций // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2013.- № 2 (28). –С. 10-13.

4. Вашуров М.В. Cельский туризм как фактор становления новой социально-экономической формации в сельской местности // Вестник Казанского государственного аграрного университета. –2014. –№3 (33).– С. 17-21.

5. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Тенденции развития сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. – 2014.-№ 1 (33). – С. 90-95.

6. Гатина Э.И. Влияние фактора сезонности на спрос и цену туристического продукта // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/910/7888 (дата обращения: 28.02.2015).

7. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2014 год. Материалы коллегии.

8. Хафизов Д.Ф., Хисматуллин М.М. Проблемы развития сельского туризма как важного вида несельскохозяйственной предпринимательской деятельности // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2012.- № 1 (23). –С. 82-84.

9. Хафизов Д.Ф. Организация предпринимательства в социально-культурном сервисе и туризме /Д.Ф. Хафизов, М.М.Хисматуллин.–Казань: Изд-во «Бриг», 2015.–256с.

10. Хафизов Д.Ф., Хисматуллин М.М., Исайчева Е.С. Вопросы развития институциональных преобразований в аграрной сфере // Вестник Казанского государственного аграрного университета.–2013.–№1.–С.51-54.

11. Хафизов Д.Ф., Хисматуллин М.М., Исайчева Е.С. Перспективы развития форм хозяйствования в аграрной сфере Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета.–2011.–№3.–С.68-70.

12. Хафизов Д.Ф., Хисматуллин М.М., Исайчева Е.С. Современные тенденции в развитии форм хозяйствования в сельском хозяйстве // Вестник Казанского государственного аграрного университета.–2010.–№3 (17).– С. 77-78.

13. Хафизов Д.Ф., Хисматуллин М.М., Исайчева Е.С. Сущность и значение предпринимательства в условиях институциональных преобразований // Вестник Казанского государственного аграрного университета.–2013.–№1.–С.55-57.

Войти или Создать
* Забыли пароль?