STATUS AND PROSPECTS OF TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF SEASONAL FACTORS OF DESTINATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the analysis of statistical data, the key aspects were presented in the article, that characterize the current status of the tourism industry in the world. Special attention is paid to the Russian Federation, the tourism potential of which has significant prospects. The article reveals the peculiarities of Russian tourist destinations on the example of the Republic of Tatarstan. The touristic experience of this region is characterized as one of the most successful not only in Russia, but also in Europe. Facts and figures, cited in the article, are evidence of dynamic and sustainable development of tourism in Tatarstan in recent years. However, the article is highlighted one of the most common problems of modern tourist destinations - the problem of seasonality of tourism demand, relevant to key tourist sites of Tatarstan. In this regard, we suggest possible solutions to this problem: a more active development of such types of tourism as a congress-tourism and rural tourism. The carried analysis showed, that these types of tourism are less susceptible to seasonal fluctuations of tourism demand. At the same time, the article notes that the current level of development as a congress-tourism and rural tourism in Tatarstan is insufficient for the emergence of a positive effect in solving the problems of seasonal destinations. The development of these types of tourism is hampered by a number of legal, organizational, administrative and personnel problems. The existing conditions pose a threat to the sustainable and effective functioning of the tourist destinations.

Text

На протяжении десятилетий туризм являлся одной из динамично развивающихся экономических отраслей и продолжает относится к крупнейшим и высокодоходным направлениям мировой экономики. По оценкам экспертов, на долю туризма приходится более 10% всех осуществляемых в мире инвестиций, а также рабочих мест и расходов потребителей. Ежегодный прирост доходов от туристической деятельности составляет около 8%, а рост туристских прибытий – 5%. В то же время Всемирная туристская организация усматривает значительный потенциал для дальнейшего развития туризма, ожидая, что к 2030 году ежегодный мировой турпоток может вплотную приблизиться к показателю 2 млрд международных прибытий [1].Несмотря на то, что доля России в структуре мирового туристского рынка составляет по разным данным от 1 до 2 процентов, данный регион обладает значительным нереализованным ресурсным потенциалом, что позволяет рассматривать российское направление как одно из наиболее перспективных для развития туризма. В условиях жесткой мировой конкуренции классического пляжного отдыха России не просто завоевать место в качестве весомого участника туристического рынка. В то же время происходящие изменения могут послужить началом к перераспределению сил на международной туристской арене. Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что некогда популярный массовый туризм постепенно индивидуализируется, становясь менее продолжительным по времени и более насыщенным, и оригинальным по форме организации. В существующих условиях привлекательным направлением по развитию индивидуального и малогруппового туризма может стать Россия, регионы которой аккумулируют значительное количество разнообразных природных и культурно-исторических ресурсов.Анализ и обсуждение результатов исследования. Одним из перспективных примеров туристских дестинаций России является Татарстан, занимающий достойное место в числе десяти наиболее посещаемых туристских центров России, что подтверждается высокими темпами увеличения количества ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения. Так, по данным аналитического агентства «Kohl & Partner», начиная с 2003 года, рост только по отелям составил около 140%, в то время как среднероссийский показатель – 62% [2]. Как показал анализ, среди основных целей туристов, пребывающих в Татарстан, выделяются: деловые и образовательные (32%), а также рекреация и отдых (43%). При этом наибольшую динамику роста демонстрирует сегмент культурно-познавательных туристов, количество которых в период с 2005-2013гг. увеличилось в 4,8 раза. Основу туристического потока, пребывающего в Республику Татарстан, составляют туристы в возрасте от 15 до 45 лет, более половины которых размещается в гостиницах и аналогичных средствах размещения [7].В ходе исследования установлено, что в 2014 году регион посетили 2,5 млн туристов и экскурсантов. При этом ежегодное увеличение турпотока составило в среднем 15%. Эффект прямого экономического воздействия сферы туризма в 2014 году превысил аналогичный показатель 2005 года в пять раз, составив 10,03 млрд руб., объем которого обеспечен годовым приростом в сегментах гостиничных (28%), а также туристских (10,8%) услуг [7]. При этом косвенный доход от развития туризма, стимулирующий развитие смежных отраслей, обеспечивает в настоящий период времени до 10% валового продукта республики.

 

References

1. Vashurov M.V., Khismatullin M.M. Gorodskoy i sel´skiy turizm v aspekte destinatsionnogo razvitiya turistsko-rekreatsionnogo potentsiala Respubliki Tatarstan. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2014. -№2 (32). - S. 5-10.

2. Vashurov M.V. Model´ zhiznennogo tsikla destinatsii kak instrument regional´nykh turistskikh issledovaniy.. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya Ekonomika. -2014. -№5 (37). - S. 73-79.

3. Vashurov M.V., Khismatullin M.M., Asadullin N.M. Rol´ sportivnykh meropriyatiy v razvitii turistskikh destinatsiy. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013.- № 2 (28). -S. 10-13.

4. Vashurov M.V. Cel´skiy turizm kak faktor stanovleniya novoy sotsial´no-ekonomicheskoy formatsii v sel´skoy mestnosti. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2014. -№3 (33).- S. 17-21.

5. Garifullina R.S., Khismatullin M.M. Tendentsii razvitiya sfery turizma i gostepriimstva v Respublike Tatarstan. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. - 2014.-№ 1 (33). - S. 90-95.

6. Gatina E.I. Vliyanie faktora sezonnosti na spros i tsenu turisticheskogo produkta. Materialy VII Mezhdunarodnoy studencheskoy elektronnoy nauchnoy konferentsii «Studencheskiy nauchnyy forum» [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/910/7888 (data obrashcheniya: 28.02.2015).

7. Itogi raboty Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu za 2014 god. Materialy kollegii.

8. Khafizov D.F., Khismatullin M.M. Problemy razvitiya sel´skogo turizma kak vazhnogo vida nesel´skokhozyaystvennoy predprinimatel´skoy deyatel´nosti. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2012.- № 1 (23). -S. 82-84.

9. Khafizov D.F. Organizatsiya predprinimatel´stva v sotsial´no-kul´turnom servise i turizme /D.F. Khafizov, M.M.Khismatullin.-Kazan´: Izd-vo «Brig», 2015.-256s.

10. Khafizov D.F., Khismatullin M.M., Isaycheva E.S. Voprosy razvitiya institutsional´nykh preobrazovaniy v agrarnoy sfere. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta.-2013.-№1.-S.51-54.

11. Khafizov D.F., Khismatullin M.M., Isaycheva E.S. Perspektivy razvitiya form khozyaystvovaniya v agrarnoy sfere Respubliki Tatarstan. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta.-2011.-№3.-S.68-70.

12. Khafizov D.F., Khismatullin M.M., Isaycheva E.S. Sovremennye tendentsii v razvitii form khozyaystvovaniya v sel´skom khozyaystve. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta.-2010.-№3 (17).- S. 77-78.

13. Khafizov D.F., Khismatullin M.M., Isaycheva E.S. Sushchnost´ i znachenie predprinimatel´stva v usloviyakh institutsional´nykh preobrazovaniy. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta.-2013.-№1.-S.55-57.

Login or Create
* Forgot password?