Россия
Раскрываются понятия инноваций в образовании. Рассматриваются вопросы применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, представлены их методологические достоинства. Обобщен опыт применения информационных технологий при подготовке бакалавров и магистров направления «Техносферная безопасность». Описан опыт применения информационных технологий при изучении дисциплин «Ноксология», «Информационные технологии в БЖД», при организации и проведении научно-исследовательской работы студентов, научно-практических конференций и самостоятельной работы студента.
инновация, информационные технологии, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская работа студента, научно-практическая конференция.
В последнее время возрастает значение качественной подготовки специалистов в сфере обеспечения безопасности [1]. С 2011 г. началась подготовка бакалавров по направлению «Техносферная безопасность», преподаватели высшей школы разрабатывают новые педагогические технологии, позволяющие создать условия для реализации компетентностного подхода [2, 3]. Это требует применения новых инновационных подходов к организации образовательного процесса. Сегодня преподаватель высшей школы должен не только выполнять функцию транслятора научных знаний, но и уметь использовать современные образовательные технологии, создавать условия для творческого процесса, для самостоятельной работы [4]. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направлении», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений» [5]. В чем собственно могут состоять изменения в процессе преподавания в современных условиях? Это, прежде всего, широкие возможности использования информационных технологий [6]. Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.
В современном понимании информационная технология обучения — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Информационные технологии с точки зрения деятельности преподавателя — это создание новых возможностей передачи и проверки знаний, с точки зрения студента — восприятия знаний и всестороннего развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса [7].
1. Девисилов В.А. Ноксологическая культура как фактор устойчивого развития в обществе риска // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. - № 11. - С. 25-29.
2. Девисилов В.А. Содержание и технология проектирования вузовских основных образовательных программ (на примере направления «Техносферная безопасность») // Безопасность в техносфере. 2010. - № 5. - С. 44-57.
3. Девисилов В.А Принципы построения образовательных программ и технологии обучения по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2010. - № 6. - С. 54-62.
4. Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе // Вышее образование сегодня. 2009. - № 2. - С. 29-34.
5. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе / Сост. Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
6. Куклев В.А. Опыт разработки электронных образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию // Безопасность в техносфере. 2006. - № 3. - С. 54-56.
7. Головко М.Е. Применение информационных и коммуникационных технологий и в процессе обучения студентов по направлению подготовки «Техносферная безопасность»// Вестник НЦ БЖД. 2013. - № 3 (17). - С. 6-9.
8. Александров А.А., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. Проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2013. - № 4 (43). - С. 49-70.
9. Тимофеева С.С., Тимофеев С.С. Инновационные подходы при подготовке бакалавров по направлению «Техносферная безопасность»// Дальневосточная весна-2014. Материалы 12-й международной научно-практической конференции по проблемам экологии и безопасности (г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, 15 мая 2014 г.). - С. 56-59.
10. Девисилов В.А. Теоретические основы ноксологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. - № 3. - С. 16-21.
11. Кубрушко. П.Ф., Девисилов В.А Концептуально-дидактические основания национальной системы ноксологического образования // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. 2010. - № 3(42). - С. 11-15.
12. Девисилов В.А. Системное ноксологическое образование как фактор обеспечения безопасности в обществе риска // Безопасность труда в промышленности. 2010. - № 5. - С. 55-61.
13. Девисилов В.А. Инструментарий квалиметрии компетенций и диагностики знаний (на примере ноксологических компетенций и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности») // Стандарты и мониторинг в образовании. 2011. - № 1. - С. 3-10.
14. Тимофеева С.С. Ноксология: Практикум. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014.