Некоторые технологические операции – корчевка пней, подготовка лесовозных дорог выполняются машинами на базе мощных гусеничных тракторов. Одним из проблемных уз-лов гусеничных тракторов являются ленточные тормоза «сухого» трения. Обычно фрикци-онную ленту приходится менять через два ТО-3. Более высокой долговечностью (не менее чем на порядок) обладают ленточно-кладочные тормоза, работающие в масле. Кроме выбора специального фрикционного материала для такого тормоза должна быть обеспечена система подачи масла и специальные масляные канавки на рабочих поверхностях колодок. Из лите-ратуры известны несколько принципиальных конфигураций канавок. Нами совместно со специалистами Чебоксарского завода промышленных тракторов была выбрана крестообраз-ная форма нарезки канавок. Из-за множества факторов и сложности, проходящих на смазоч-но-фрикционном контакте явлений, аналитический метод подбора геометрии канавок за-труднителен. В работе использовался натурный эксперимент с ранее выбранным фрикцион-ным асбополимерным материалом № 410-120. Испытания проводились на комбинированном стенде. Для упрощения данного вида испытаний использовалась не целая лента из четырех колодок, а только одна колодка. Для этого конструкция стенда была доработана, изменено тензозвено для записи тормозного момента. Испытания проводились в режиме остановочных торможений. исследовались различные варианты геометрии масляных канавок на различных режимах работы. Варьировались следующие параметры: густота нарезки; ширина канавок; глубина канавок; угол наклона канавок к оси. Оценивались фрикционные свойства и температура на поверхности трения. В результате испытаний были выбраны наилучшие показатели нарезки канавок. мм ; мм; мм; . Результаты работы внедрены в производство.
трение, масляная пленка, оборудование, оптимизация.
1. Сцепление транспортных и тяговых машин [Текст] / под ред. Ф.Р. Геккера, В.М. Ша-рипова, Г.М. Щеренкова. - М. : Машиностроение, 1989. - 344 с.
2. Справочник по триботехнике [Текст] / под ред. М. Хебды и А.В. Чичинадзе. - М. : Машиностроение, Варшава ВКЛ, 1992. - ТЗ. - 730 с.
3. Поляков, Н.В. Аналитический расчет тепловой интенсивности трения при повторно-кратковременных торможениях [Текст] / Н.В. Поляков, Д.А. Попов, Е.В. Снятков // Мир транспорта и технологических машин. - 2013. - № 2. - C. 46-54.
4. Колесников, В.И. Теплофизические процессы в металлополимерных системах [Текст] / В.И. Колесников. - М. : Наука, 2003. - 320 с.
5. Шишкарёв, М.П., Лущик А.А. Эксплуатационные характеристики адаптивной фрикци-онной муфты второго поколения с раздельным силовым замыканием [Текст] / М.П. Шишкарёв, А.А. Лущик. - М. : Тракторы и сельхозмашины, 2013. - № 3. - C. 28-32.
6. Balakin, V.A. Optimize the design of ventilated brake cars [Text] / V.A. Balakin, V.P. Ser-gienko, Y. Lysenok. - M. : Friction and Wear, 2004. - Vol. 25. - № 5. - pp. 474-478.
7. Petrov, A.D. Choice, justification and application - tion of a new criterion for the thermal load of work in the oil industry tractor brakes [Text] / A.D. Petrov , A.V. Chichinadze // Proc. tr. 3rd Mosk. Scientific and Technical. Conf.: tribotechnology - Mechanical Engineering. - M., 1978. - 178 p.
8. Chichinadze, A.V. Heat dynamics of friction at high sliding speeds [Text] / A.V. Chichi-nadze, M.M.Maksimow, A.G. Ginzburg, V.M. Gorjunow, Ju.M. Piskunow. 9-12 Sept. «Eurotrib - 85», Lyon, France, 1985. - Vol. 2. - pp. 5-18.
9. Chichinadze, A.V. Oberflachtemperatur und Stabilitat der Grenzchichten beim instationaren Reibugszustand/Schmierungstechnik [Text] / A.V. Chichinadze, A.G. Ginzburg, A.H. Cernysev, S.G. Jasvili. - Berlin, 17 (1986). - no. 12. - pp. 357-363.
10. Chichinadze, A.V. Рrobleme und Kriterien der Mischreibung [Text] / A.V. Chichinadze. - Untersuchungstechnik, 1982. - № 13. - pp. 366-368.