СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСВОЕНИИ ФГОС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование является актуальным в контексте глобальных проектов, поддерживаемых государством и инициируемых Президентом РФ: федеральных государственных образовательных стандартов, комплексного проекта модернизации образования, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В контексте проектирования внеурочной деятельности в освоении ФГОС особенно востребованными становятся сетевые проекты, реализация которых объединяет учреждения разного уровня (школы, организации дополнительного образования детей, городские психологические центры, высшие учебные заведения). Взаимодействие образовательных организаций сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет им динамично развиваться. В статье представлено описание модели сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Калуги в рамках реализации внеурочной деятельности младших школьников в условиях освоения ФГОС начального общего образования. Указанная модель прошла успешную апробацию на базе четырех начальных школ г. Калуги. В исследовании приняли участие 177 школьников и 7 учителей начальных классов. Социальными партнерами образовательного сетевого взаимодействия выступили: Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги и Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. Основой сетевого взаимодействия стали авторские программы внеурочной деятельности И.В. Ивановой. Основными результатами апробации модели является развитие личности учащихся в ходе освоения программ, рост уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов в области организации внеурочной деятельности по линии ФГОС НОО. Исследование вносит вклад в систему инновационного проектирования содержания общего, дополнительного и высшего образования; показывает возможности содержания и форм социально-педагогического партнерства в системе образования в условиях введения ФГОС НОО. Практической значимостью исследования является возможность применения разработанной модели в образовательной практике. Исследование позволит внести научно-обоснованный вклад в региональное практическое внедрение модели. Перспективой развития исследования видится разработка новых моделей сетевого образовательного взаимодействия, привлечение новых баз для сотрудничества. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-16-40007.

Ключевые слова:
дополнительное образование, внеурочная деятельность, начальное общее образование, модернизация образования, образовательная сеть, образовательная организация, авторская образовательная программа внеурочной деятельности, мониторинг
Текст

В последние годы в системе образования проводятся серьезные преобразования, реализуются глобальные проекты, поддерживаемые государством, инициируемые Президентом Российской Федерации. Модернизация образования осуществляется через мероприятия приоритетного национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации образования, реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В русле рассмотрения индивидуализации образовательной деятельности особую значимость приобретает организация внеучебной работы. Пространство дополнительного образования является благоприятным и естественным для саморазвития ребенка. Оно позволяет личности саморазвиваться в том виде деятельности, который соответствует ее направленности, интересам и потребностям, что дает человеку возможность быть успешным, чувствовать себя значимым, поверить в свои возможности и способности.

С введением ФГОС внеурочная деятельность получает статус образовательной деятельности и становится необходимым компонентом получения образования. Согласно ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) учебный план начального общего образования включает внеурочную деятельность, предполагающую использование специфичных форм работы, отличных от урочной системы.

Список литературы

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

2. Иванова И.В. Составление технологии мониторинга саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - №6. - С.14-22.

3. Иванова И.В. Неформальное образование - инвестиции в человеческий капитал // Вестник Томского гос. ун-та. - 2015. - № 390. - C. 179-184.

4. Иванова И.В. ФГОС начального общего образования: новые возможности в организации внеурочной деятельности // Воспитание школьников. 2015. - № 2. - С. 11-17.

5. Иванова И.В., Логинова Л.Г. Технология мониторинга развития личности учащихся в дополнительном образовании // Нижегородское образование. - 2013. - № 3. - С. 113-118.

6. Иванова И.В., Логинова Л.Г. Технология мониторинга саморазвития младших школьников во внеурочной деятельности // Методист. - 2014. - № 10. - С. 9-19.

7. Иванова И.В., Скандарова Н.Б. Осваиваем ФГОС: метод. рекомендации по реализации программ внеурочной деятельности для начального общего образования (1 год обучения). - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. - 224 с.

8. Иванова И.В., Скандарова Н.Б. Осваиваем ФГОС: Программы внеурочной деятельности для начального общего образования. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. - 140 с.

9. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. - М.: Агентство «Мегаполис», 2008. - 392 с.

10. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей / сост. Л.Н. Буйлова и др. - М.: Юнити-дана, 2007. - 48 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?