УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В результате научного исследования представлена авторская разработка обобщенной схемы механизма предоставления единых государственных услуг, который включает в себя электронную систему единых государственных услуг с разделением на три блока: предварительной обработки заказа; основной обработки заказа; организации выполнения услуг. Разработана укрупненная схема механизма обработки заказа на государственную услугу. Основные направления предоставления государственных и муниципальных услуг в современном электронном виде - это оптимизация процедур предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг бюджетных организаций с помощью информационных технологий, совершенствование информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства. В результате применения определенного программного обеспечения, предназначенного для обработки установленного вида заказа, проводится идентификация вида услуги с последующей ее регистрацией и выполнением заказа. Отмечено, что в случае несогласия с причинами не предоставления услуги, либо предоставления некачественной услуги, клиент имеет право обратиться с жалобой. Жалоба рассматривается системой в полуавтоматическом режиме с привлечением специалистов-экспертов в затрагиваемой области. Представлена авторская разработка механизма обработки жалоб клиентов на не предоставление услуги, либо предоставления некачественной услуги.
единые государственные услуги, суперсервисы, цифровое государственное управление, трансформация госуслуг, качество
Введение
«Государственная услуга представляет собой деятельность определенных субъектов – услугодателей, направленную на реализацию субъективных прав и обеспечение» законных интересов физических и юридических лиц, которые имеют название «услугополучатели» [11].
В процессе совершенствования механизма «процесса предоставления единых государственных услуг важно сделать акцент на формировании и совершенствовании суперсервисов на рынке единых государственных услуг» [2].
Применяются современные суперсервисы: «Суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг» [5], «Суперсервисы: госуслуги без бумажных документов и визитов в госорганы» [6] и др. виды программного обеспечения для оказания указанных услуг [3].
«Суперсервисы – это комплексные госуслуги, оказываемые в проактивном режиме в связи с распространёнными жизненными ситуациями (например, рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и т.д.). Предполагается, что каждый суперсервис будет состоять из взаимосвязанных госуслуг, услуг бюджетных учреждений, а также негосударственных сервисов (банковских, страховых и пр.)» [2].
«Согласно показателям федерального проекта «Цифровое государственное управление» доля приоритетных услуг и суперсервисов, оказываемых в целевом виде, к 2020 году должна достичь 15%, а к 2024 году – 100%» [2,3].
«В настоящее время происходит процесс становления системы мониторинга качества оказанных государственных услуг. В связи с этим наблюдаются неизбежные временные организационно-методологические трудности организации процесса контроля качества предоставления государственных услуг» [9].
1. Закон Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан». Принят Постановлением Народного Совета 20 февраля 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа открытый: https://mininfodnr.ru/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-obrashheniyah-grazhdan/].
2. Федеральный проект «Цифровое государственное управление»: цифровая трансформация госуслуг и суперсервисы [Электронный ресурс]. - Режим доступа открытый: https://bftcom.com/expert-bft/10220/
3. Федеральная программа «Цифровое государственное управление» [Электронный ресурс] URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/ (дата обращения 10.02.2019)
4. Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде [Электронный ресурс]. - Режим доступа открытый: https://digital.gov.ru/ru/documents/4087/?utm
5. Суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг [Электронный ресурс] URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/854/ (дата обращения 11.02.2020)
6. Суперсервисы: госуслуги без бумажных документов и визитов в госорганы [Электронный ресурс] URL: https://www.gosuslugi.ru/superservices (дата обращения 11.02.2020)
7. Балдина, Ю.В. Разработка инновационной бизнес-модели государственного франчайзинга / Ю.В. Балдина // Вест. Том. Гос. ун-та. Экономика. 2018. №43. - С. 229-245. (дата обращения 09.01.2023). 2
8. Воронина, Л.И. Совершенствование регламентации оказания муниципальных услуг / Л.И. Воронина, С.Н. Костина, М.В. Кукарцева // Российский юридический журнал. - 2017. - № 2 (113). - С. 55-63.
9. Зуева, Н.Л. Проблемы и пути совершенствования механизма контроля качества предоставления государственных услуг / Н. Л. Зуева // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2019. - №3. - С. 174-181.
10. Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа открытый: httрs://vаshkоntrоl.ru
11. Мирзоева, Г. М. Формирование понятия «государственная услуга» на современном этапе / Г. М. Мирзоева // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 362-365.
12. Миронычева, А.И. Сущность и классификация процесса оказания государственных услуг / А.И. Миронычева // Вестник науки и образования. -2017. - Т. 2. - № 5(29). - С. 50-53.
13. Рябинина Н.И. Место и роль «электронного правительства» в системе государственного и муниципального управления / Рябинина Н.И., Винцкевич Е.В. // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. №15-2. С.479-483.
14. Трегубова, В.М. Современные технологии в предоставлении государственных услуг / В.М. Трегубова, Л.В. Куржунова, Е.Л. Рязанова, М. Кхавашки // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т. 11. - № 2. - С. 47-59.
15. Шмыгалева, П.В. Совершенствование механизма предоставления государственных и муниципальных услуг на региональном уровне / П.В. Шмыгалева, Д.С. Богданов, Е.П. Лебедева, О.В. Бружукова // Вестник АГУ, сер. «Экономика». - 2019. - Выпуск 4 (250). - С. 91-99.
16. Ярычев Н.У. Нормативно-правовое обеспечение системы социальной защиты населения / Н.У. Ярычев // Современная научная мысль. 2017. №6. С. 308-313 (дата обращения 11.02.2023).
17. Deloitte. The State Policy Road Map: Solutions for the Journey Ahead. 2018. P. 24. [Электронный ресурс] URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/ collections/4227_ Stateleadership-2018/images/StateLeadership_ V2.6.18.pdf