ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изменения в представлениях о целях и приоритетах общего образования, вызванные введением ФГОС, обусловливают необходимость совершенствования структурных и функциональных компонентов педагогической системы и внесения соответствующих корректив в содержание профессиональной деятельности учителя. В этом аспекте в статье рассмотрены вопросы развития технологического и психолого-педагогического компонентов профессиональной деятельности учителя информатики.

Ключевые слова:
модернизация образования, образовательные результаты, компоненты профессиональной деятельности учителя информатики, средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), информационно-коммуникационная образовательная среда (ИКОС).
Текст

В условиях смены образовательной парадигмы (информатизация образования, реализация ФГОС) кардинально меняются представления о целях и ценностях общего образования и, следовательно, о том, что должны представлять соб ой современные образовательные результаты на всех ступенях непрерывного образования. Принципиальное значение приобретает разработка и реализация содержания образования, способствующего становлению целостной личности человека. Формирование индивидуальных особенностей, мотивов и ценностных ориентаций каждого обучаемого учитель может обеспечить в условиях комплексного применения средств ИКТ в образовании при наличии вариативных образовательных стандартов, учебных программ и возможности выбора специальностей, при общей ориентированности на синтез новых научных знаний и методологий и т.д.

Таким образом, необходимым компонентом практической готовности учителя информатики к профессиональной деятельности становятся алгоритмы инновационной деятельности в условиях новой ИКОС. При этом необходимо подчеркнуть, что новая интеллектуальная среда «обучаемый — ИКОС — преподаватель» позволяет реализовать на практике принцип «образование через всю жизнь», т.е. идею опережающего образования на фоне других факторов развития общества.

Современное содержание профессиональной и методической подготовки учителя информатики недостаточно ориентировано на формирование готовности к профессиональной деятельности в условиях развития новой ИКОС, поскольку в должной мере не учитывает новую роль и назначение учителя информатики [2]. В связи с этим процесс формирования умений и навыков внедрения и развития средств ИКТ должен «…целенаправленно осуществляться в контексте будущей профессиональной деятельности учителя с учетом перспектив развития содержания компонентов профессиональной и педагогической деятельности» [1].

Список литературы

1. Абдуразаков М.М. Теоретические аспекты подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности // Вестник МГУКИ. 2009. № 5 (31). С. 127-133.

2. Абдуразаков М.М., Мухидинов М.Г. Развитие компонентов готовности учителя к профессиональной деятельности // Информатика и образование. 2013. № 5. С. 84-88.

3. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 4. С. 34-42.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. URL: http://www.ug.ru/02.31/t45.htm

5. Кузнецов А.А. Реализация требований нового ФГОС в практике школьного образования // Информатика и образование. 2014. № 5.

6. Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатик и вычислительной техники в педагогическом институте: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1990.

7. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.

8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

9. Методические комментарии к общеобразовательному курсу информатики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта. М.: Изд-во Учреждения академии образования «Институт содержания и методов обучения», 2014. С. 29-34.

10. Мухидинов М.Г. Факторы, влияющие на развитие содержание компонентов профессиональной учителя информатики // Информатика и образование. 2014. № 6. С. 84-87.

11. Мухидинов М.Г., Назарова Д.Х. Модель подготовки к информационно-управленческой деятельности будущего педагога // Информатика и образование. 2010. № 8. С. 79-82.

12. Основы общей теории и методики обучения информатике: Учеб. пособие / Под ред А.А. Кузнецова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 207 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?