МОТИВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У ЛИЦ С АУДИАЛЬНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Работа посвящена изучению мотивационных ресурсов спортивной деятельности у лиц, имеющих аудиальные ограничения. В исследовании приняли участие 149 спортсменов с нарушенным слухом в возрасте от 18 до 45 лет, из них 31 % женского пола, занятых в таких видах спорта, как дзюдо, самбо, волейбол, плавание, настольный теннис. Опрос респондентов осуществлялся перед проведением чемпионатов России и Москвы по дзюдо, самбо, волейболу, плаванию, настольному теннису среди лиц с аудиальными ограничениями (спорт глухих) в 2017–2019 гг. Изучались личностные качества, мотивы, ценности и социальные установки. В качестве инструментария использовались методика моти­вационных установок «пути и линии», опросник копинг­стратегий («Lazarus­Folkman»), проективные методики «Тест EQF» и разработанный опросник мотивации спортивной деятельности для лиц с аудиальными ограничениями. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что занятия спортом позволяют лицам с аудиальными ограничениями удовлетворять значимые потребности межличностного взаимодействия, физического и социального развития. У них происходит коррекция мотивационной сферы. Отмечается, что подавляющему большинству спортсменов с аудиальными ограничениями спорт дал возможность общаться, стать физически и психологически сильнее и забыть о проблемах со здоровьем. Практически у всех выраженное положительное отношение к жизни, присутствует желание добиться успеха в жизни. Благодаря занятиям спортом у лиц с аудиальными ограничениями повышается социальная адаптивность.

Ключевые слова:
мотивационные ресурсы, мотивация лиц с аудиальными ограничениями, социальные установки, Я-образ, качества личности, ценности, спортивная деятельность, спортсмены с аудиальными ограничениями
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. World Health Organisation (2017). Deafness and hearing loss. Retrieved from [Электронный ресурс]. - URL : http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs300/en/

2. Irish, T., Cavallerio, F., McDonald, K. “Sport saved my life” but “I am tired of being an alien!”: Stories from the life of a deaf athlete (2018) Psychology of Sport and Exercise, 37, pp. 179-187. DOI:https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2017.10.007.

3. Махов А.С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование: Монография. - М.: РУДН, 2011.

4. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - 3-е изд. Стереотип. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.

5. Антонов А.А. Особенности мотивации лиц с нарушением слуха к занятиям ринк-бенди / А.А. Антонов // European Social Science journal. - 2014. - № 3. - С. 118-123.

6. Рысакова О. Г., Махов А.С. Значение и структура мотивов глухих спортсменов России и зарубежья к занятиям сноубордингом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 168-173.

7. Петрова М.А., Чайка Ж.Ю. Формирование мотивации к занятиям спортом спортсменов с нарушением слуха // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 3. - С. 50.

8. Авдеева А.П., Емельянов В.Ю. Социально-психологические характеристики спортсменов-единоборцев с нарушением слуха // Интеграция науки и спортивной практики в единоборствах: Материалы XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, посвященной памяти заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР, профессора Евгения Михайловича Чумакова (Россия, Москва,14 февраля 2020 года) / под. общ. ред. С.Е. Табакова. - М.: Лика, 2020. - 210 с.

9. Карьера сотрудника в организации: методические указания к проведению занятий по дисциплине «Управление персоналом» / сост. Ю.Н. Лачугина. - Ульяновск: УлГТУ, 2010.

10. Филонова Т. Современная психодиагностика. Проективные методы. [Электронный ресурс]. - URL: www.b17.ru

11. Folkman S., Lazarus R., Dunkel-Schetter C., DeLongis A., Gruen R. Dynamics of stressful encounter: Cognitive appraisal, coping, and encounter outcomes // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. V.50. P.992-1003

12. Folkman S., Lazarus R.S. Manual for the Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1988.

13. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. - Кострома: Авантитул, 2007.

14. Coubertin Pierre de. Le role educative des Olympiades // Pierre de Coubertin. Textes chouisis. Tome II.-Zurich-Hildesheim-New York : Weidmann,1986.-P.129-133.

15. Сайт Министерства спорта РФ. Раздел «Спорт». Адаптивная физическая культура и спорт. Статистическая информация по форме №3 АФК [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/paralympic/42/28346/

Войти или Создать
* Забыли пароль?