ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
В статье анализируются основные функции и задачи, стоящие перед центральным депозитарием в Российской Федерации, а также его взаимодействие с международными депозитариями в условиях санкционных ограничений. Отдельное внимание уделено крупнейшим европейским депозитариям — бельгийскому Euroclear и люксембургскому Clearstream, которые с начала марта 2022 года заблокировали ценные бумаги и денежные средства в различных валютах на счетах Национального расчетного депозитария, что привело к возникновению проблем, связанных с распоряжением ценными бумагами и получением выплат по ним. Автором исследовано влияние возрастающего санкционного давления иностранных государств на национальный рынок ценных бумаг, а также описаны перспективы по разблокировке национальных активов. Статья описывает, какие проблемы возникли у субъектов правоотношений, возникающих во время трансграничного оборота ценных бумаг в условиях санкционных ограничений.
ценные бумаги, система учета ценных бумаг, депозитарий, рынок ценных бумаг, санкции, Национальный расчетный депозитарий
Введение
В 2011 году был принят Федеральный Закон «О центральном депозитарии» [1], вводивший определение центрального депозитария и нововведения в депозитарной системе учёта. Было подчеркнуто, что центральный депозитарий – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, которому необходима лицензия для осуществления своей деятельности, являющийся в том числе расчётным депозитарием и небанковской кредитной организацией. На данный момент национальным расчётным депозитарием в Российской Федерации является Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (Далее - НРД) [2], предоставляющая расчётные услуги, а также обслуживающая биржевые и внебиржевые сделки со всеми видами эмиссионных ценных бумаг российских лиц, выпускающих ценные бумаги. НРД входит в состав группы Московской биржи, она же является его мажоритарным акционером.
Национальный расчетный депозитарий имеет следующие основные функции:
- Выполняет роль расчетного депозитария;
- Является номинальным держателем, закреплённым в реестре владельцев ценных бумаг эмитентов, также владельцев инвестиционных или ипотечных сертификатов;
- Открывает счета депо иностранных номинальных держателей зарубежным организациям, являющихся международными системами учёта прав на ценные бумаги;
- Осуществляет хранение облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением допущенных к публичному обращению.
Из указанного можно сделать вывод, что национальный рынок ценных бумаг с введением центрального депозитария начал функционировать в условиях так называемой «централизованной учётной системы», формирование которой сильно видоизменило порядок проведения операций с ценными бумагами в Российской Федерации.
Основные задачи, которые, по мнению автора, стоят перед центральным депозитарием:
1. Обеспечение безопасности депозитов клиентов. Депозитарий должен обеспечить надежную защиту денежных средств и ценных бумаг, находящихся на его хранении. Для этого нужно использовать передовые системы безопасности, выполнять контроль за доступом к хранилищам и сохранять должную надежность в обращении с ценными бумагами.
2. Увеличение прозрачности операций с ценными бумагами. Депозитарий должен постоянно повышать уровень прозрачности операций, публиковать информацию о хранящихся ценных бумагах, их количестве и стоимости. Транспарентность деятельности депозитария является важным фактором при выборе инвесторами места хранения своих средств.
3. Развитие технологических инноваций. Депозитарий должен постоянно улучшать свои технологические возможности, чтобы обеспечивать высокий уровень сервиса и сокращать время исполнения операций клиентов. Введение цифровых технологий позволит снизить риски ошибок при обращении с ценными бумагами и повысить быстроту обслуживания.
4. Совершенствование законодательства. Депозитарий должен участвовать в разработке законодательных актов, регулирующих деятельность депозитариев в Российской Федерации. Важно установить четкие правила владения и обращения с ценными бумагами, предусмотреть меры ответственности за нарушение правил, а также требуется увеличить гарантии защиты прав клиентов на возврат их инвестиций.
Взаимодействие Национального расчетного репозитария с международными системами централизованного хранения ценных бумаг Euroclear и Clearstream.
Национальный расчетный депозитарий является центральным российским депозитарием, который осуществляет хранение, учет и обслуживание российских и иностранных ценных бумаг на территории России.
Euroclear и Clearstream – это крупнейшие европейские депозитарии, которые предоставляют свои услуги по управлению и обслуживанию ценных бумаг в разных странах мира, а также услуги по хранению и передаче ценных бумаг и обмену информацией между участниками рынка. НРД выполняет аналогичные функции на территории Российской Федерации. Euroclear и Clearstream имеют свои собственные системы ценных бумаг и учета, которые взаимодействуют с системами различных национальных депозитариев, включая НРД.
Взаимодействие Euroclear, Clearstream и НРД происходит через Интернациональную систему клиринга и депозитарного учета ценных бумаг (ICSD), которая обеспечивает связь между международными депозитариями и национальными депозитариями. Общение между Euroclear, Clearstream и НРД осуществляется через специальные системы обмена сообщениями, которые позволяют проводить операции с использованием единой технологической инфраструктуры и минимизировать риски.
Таким образом, сотрудничество между Euroclear и Clearstream с НРД позволяло международным инвесторам и участникам рынка проводить свои операции с российскими ценными бумагами с помощью международных систем депозитарного учета. Кроме того, это сотрудничество обеспечивало и продолжает обеспечивать удобство, эффективность и высокий уровень безопасности и защиты от рисков для всех участников мирового финансового рынка, которые занимаются операциями с российскими ценными бумагами. При проведении операций клиенты могут удостовериться в подлинности ценных бумаг, что гарантирует, что операции проводятся только с реальными и подлинными ценными бумагами.
Ограничения, касающиеся деятельности Национального расчётного депозитария.
Санкции в отношении НРД были введены США и Европейским союзом в сентябре 2014 года [9]. Эти санкции были связаны с его ролью в обеспечении деятельности российских банков, являющихся объектами санкций, в том числе ВТБ и Сбербанк. Санкции предусматривали замораживание активов НРД в США и ЕС, запрет на торговлю акциями и облигациями компании с американскими и европейскими инвесторами, а также запрет на предоставление финансовых услуг со стороны американских и европейских компаний. Данные санкции были продлены несколько раз и действовали до января 2016 года. В январе 2017 года Европейский союз отменил санкции против НРД. США не сообщали об отмене санкций против НРД на текущий момент [4], что на данный момент является неактуальным в связи с введением новых ограничений [15].
В 2018 году Американский управляющий Совет по финансовой стабильности (FSOC) включил Национальный расчетный депозитарий (НРД) в перечень «критических инфраструктурных объектов» в финансовой системе [5]. Конкретные экономические санкции в отношении НРД были введены США 11 апреля 2018 года. Санкции заключались в запрете на сделки со сторонами, включенными в «SDN List», куда теперь входил НРД. Этот список содержит перечень лиц и организаций, связанных с международным терроризмом, наркотиками, преступлениями против государства и прочими «угрозами национальной безопасности» США [6].
Санкции США наложены на НРД непосредственно, так что они не могли быть легко преодолены, и их соблюдение строго контролируется. Однако НРД продолжил работать и обслуживать своих клиентов, были разработаны механизмы для минимизации негативных последствий санкций.
Однако 3 июня 2022 год НРД вновь попал под блокирующие санкции Европейского Союза [9]. По мнению Совета ЕС, «НРД - российская небанковская финансовая организация и центральный депозитарий ценных бумаг России.
Это крупнейший депозитарий ценных бумаг в России по рыночной стоимости находящихся на хранении долевых и долговых ценных бумаг и единственный, имеющий доступ к международной финансовой системе. Он признан Правительством и Центральным банком России системно значимым российским финансовым учреждением. Он играет важную роль в функционировании финансовой системы России и ее связи с международной финансовой системой, тем самым прямо или косвенно оказывая содействие российскому правительству в его деятельности, политике и ресурсах. Он почти полностью принадлежит Московской бирже, миссия которой заключается в предоставлении исчерпывающего доступа к российским финансовым рынкам. Московская биржа, в свою очередь, благодаря своей роли и акционерам находится под высоким уровнем контроля российского правительства. Таким образом, НРД является юридическим лицом или органом, поддерживающим материально или финансово правительство Российской Федерации, которое несет ответственность за аннексию Крыма и дестабилизацию Украины».
Процесс разблокировки активов Национального расчетного депозитария.
Попытки разблокировать активы НРД были предприняты практически сразу после введения санкций. Так, 12 августа 2022 года НРД обратился в Суд Европейского союза в Люксембурге с иском об отмене введенных ограничений. Заявляемая НРД цель иска – доказать неправомерность и необоснованность включения НРД в санкционные списки ЕС, в результате которого пострадали российские и иностранные инвесторы [10].
Затем 2 ноября 2022 года НРД подал обращение в Совет ЕC в рамках административной процедуры обжалования решения о включении 3 июня 2022 года НРД в санкционные списки ЕС. Работа по обращению в Совет ЕC ведется параллельно с обжалованием санкций ЕС в суде общей юрисдикции ЕС [11].
16 августа 2022 года в ЕС допустили проведение расчетов с НРД, если он выполнит два условия: НРД не должен получать экономическую выгоду от этих сделок. Второе: новые сделки должны проходить дополнительное согласование с регуляторами стран, в которых зарегистрированы иностранные контрагенты НРД [12]. Депозитарий выполнил вышеуказанные условия и уже 7 октября 2022 года в рамках восьмого пакета санкций была предоставлена возможность российским инвесторам, которые не подпали под европейские санкции, разблокировать свои замороженные активы путем получения разрешения от национальных регуляторов членов Евросоюза [9].
Министерство финансов Люксембурга 20 декабря 2022 года выпустило генеральную лицензию, которая предоставила возможность разблокировать активы российских инвесторов, хранящиеся на счетах российского Национального расчетного депозитария (НРД) в международном депозитарии Clearstream [8]. И уже 21 декабря Бельгия, в юрисдикции которой зарегистрирован Euroclear, вслед за Люксембургом также разрешила размораживать активы российских инвесторов [13].
Однако в Центральном Банке РФ заявили, что «выданные разрешения еще не гарантируют, что российские инвесторы снова смогут распоряжаться заблокированными активами и получать выплаты по ним. Сжатые сроки, размытость формулировок в разрешениях и сложность процедуры разблокировки не дают уверенности, что западные регуляторы готовы обеспечить право российских инвесторов распоряжаться своим имуществом» [14].
Заключение
Таким образом, следует отметить, что процесс разморозки активов и восстановления в правах всех участников выше упоминаемых правоотношений только начался. Пока рано подводить итоги, так как новые ограничения могут появиться, например, в связи с введением новых пакетов санкций в отношении Российской Федерации или с изменением позиции финансовых регуляторов государств-членов Евросоюза. В статье отражено, что НРД, ЦБ РФ и российские брокеры продолжают активно взаимодействовать с европейскими депозитариями по вопросам разблокировки национальных активов, принимают соответствующие меры для полной и всеобъемлющей защиты прав инвесторов в условиях многочисленных санкционных ограничений. При этом важно отметить, что владельцы таких ценных бумаг сохраняют свое право собственности на них. Возможность распоряжаться причитающимися по ним выплатами и осуществлять сделки с ними на организованных торгах в прежнем режиме станет доступна по мере снятия ограничений международными депозитариями.
1. Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
2. Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий». Электронный ресурс: https://cbr.ru/banking_sector/credit/coinfo/?id=450016148
3. Official Journal of the European Union L 271. Электронный ресурс: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2014:271:FULL&from=EN
4. Announcement of Expanded Treasury Sanctions within the Russian Financial Services, Energy and Defense or Related Materiel Sectors. Электронный ресурс: https://home.treasury.gov/news/press-releases/jl2629
5. Financial Stability Oversight Council. Annual report. 2018. Электронный ресурс: https://home.treasury.gov/system/files/261/FSOC2018AnnualReport.pdf
6. Ukraine-/Russia-related Designations and Identification Update; Syria Designations; Kingpin Act Designations; Issuance of Ukraine-/Russia-related General Licenses 12 and 13; Publication of New FAQs and Updated FAQ. Электронный ресурс: https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/recent-actions/20180406
7. Council implementing regulation (EU) 2022/878 of 3 June 2022. Электронный ресурс: https://eur-lex.europa.eu/legal content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32022R0878&from=EN
8. General authorization pursuant to article 6b paragraph 5 of Council Regulation (EU) N° 269/2014 of 17 March 2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine, as amended. Электронный ресурс: https://mfin.gouvernement.lu/dam-assets/dossiers/sanctions-financi%C3%A8res-internationales/documentation/general-authorization-ru-sanctions-269-2014-art6-para-5.pdf
9. Official Journal of the European Union L 259 I. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2022:259I:FULL&from=EN
10. НРД оспаривает санкции Евросоюза. Электронный ресурс. https://www.nsd.ru/publications/press-relizy/nrd-osparivaet-sanktsii-evrosoyuza/
11. НРД обратился в Совет ЕC с обжалованием введения санкций. Электронный ресурс: https://www.nsd.ru/publications/press-relizy/nrd-obratilsya-v-sovet-evropy-s-obzhalovaniem-vvedeniya-sanktsiy/
12. Еврокомиссия назвала условие для разморозки инвестиций россиян. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/finances/16/08/2022/62fa57ed9a7947f2d14f2e15
13. Conditions générales de l’article 6 ter, paragraphe 5 du règlement. Электронный ресурс: https://finances.belgium.be/fr/controle-compliance/sanctions-financi%C3%A8res/sanctions-financi%C3%A8res-concernant-la-situation-en-ukraine-0
14. Актуальные вопросы работы финансовой системы. Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/faq/w_fin_sector/#a_tm7741http://www.cbr.ru/faq/w_fin_sector/%23a_tm7741
15. Сигалов К.Е., Салин П.Б., Чувальникова А.С. Применение технологии блокчейн в праве, политике и государственном управлении // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. Серия юридическая. Т. 22. № 4. С. 566.