ON SOME ISSUES OF THE FUNCTIONING OF THE ACCOUNTING SYSTEM OF THE SECURITIES MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the main functions and tasks facing the central depository in the Russian Federation, as well as its interaction with international depositories under sanctions restrictions. Special attention is paid to the largest European depositories — Belgian Euroclear and Luxembourg Clearstream, which since the beginning of March 2022 have blocked securities and cash in various currencies on the accounts of the National Settlement Depository, which led to problems related to the disposal of securities and receiving payments on them. The author investigates the impact of increasing sanctions pressure of foreign states on the national securities market, and also describes the prospects for unblocking national assets. The article describes what problems have arisen among the subjects of legal relations arising during the cross-border circulation of securities in the conditions of sanctions restrictions.

Keywords:
securities, securities accounting system, depository, securities market, sanctions, National Settlement Depository
Text

Введение

В 2011 году был принят Федеральный Закон «О центральном депозитарии» [1], вводивший определение центрального депозитария и нововведения в депозитарной системе учёта. Было подчеркнуто, что центральный депозитарий – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, которому необходима лицензия для осуществления своей деятельности, являющийся в том числе расчётным депозитарием и небанковской кредитной организацией. На данный момент национальным расчётным депозитарием в Российской Федерации является Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (Далее - НРД) [2], предоставляющая расчётные услуги, а также обслуживающая биржевые и внебиржевые сделки со всеми видами эмиссионных ценных бумаг российских лиц, выпускающих ценные бумаги. НРД входит в состав группы Московской биржи, она же является его мажоритарным акционером.

Национальный расчетный депозитарий имеет следующие основные функции:

  1. Выполняет роль расчетного депозитария;
  2. Является номинальным держателем, закреплённым в реестре владельцев ценных бумаг эмитентов, также владельцев инвестиционных или ипотечных сертификатов;
  3. Открывает счета депо иностранных номинальных держателей зарубежным организациям, являющихся международными системами учёта прав на ценные бумаги;
  4. Осуществляет хранение облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением допущенных к публичному обращению.

Из указанного можно сделать вывод, что национальный рынок ценных бумаг с введением центрального депозитария начал функционировать в условиях так называемой «централизованной учётной системы», формирование которой сильно видоизменило порядок проведения операций с ценными бумагами в Российской Федерации. 

Основные задачи, которые, по мнению автора, стоят перед центральным депозитарием: 

1. Обеспечение безопасности депозитов клиентов. Депозитарий должен обеспечить надежную защиту денежных средств и ценных бумаг, находящихся на его хранении. Для этого нужно использовать передовые системы безопасности, выполнять контроль за доступом к хранилищам и сохранять должную надежность в обращении с ценными бумагами.

2. Увеличение прозрачности операций с ценными бумагами. Депозитарий должен постоянно повышать уровень прозрачности операций, публиковать информацию о хранящихся ценных бумагах, их количестве и стоимости. Транспарентность деятельности депозитария является важным фактором при выборе инвесторами места хранения своих средств.

3. Развитие технологических инноваций. Депозитарий должен постоянно улучшать свои технологические возможности, чтобы обеспечивать высокий уровень сервиса и сокращать время исполнения операций клиентов. Введение цифровых технологий позволит снизить риски ошибок при обращении с ценными бумагами и повысить быстроту обслуживания.

4. Совершенствование законодательства. Депозитарий должен участвовать в разработке законодательных актов, регулирующих деятельность депозитариев в Российской Федерации. Важно установить четкие правила владения и обращения с ценными бумагами, предусмотреть меры ответственности за нарушение правил, а также требуется увеличить гарантии защиты прав клиентов на возврат их инвестиций.

Взаимодействие Национального расчетного репозитария с международными системами централизованного хранения ценных бумаг Euroclear и Clearstream.

Национальный расчетный депозитарий является центральным российским депозитарием, который осуществляет хранение, учет и обслуживание российских и иностранных ценных бумаг на территории России.

Euroclear и Clearstream – это крупнейшие европейские депозитариикоторые предоставляют свои услуги по управлению и обслуживанию ценных бумаг в разных странах мира, а также услуги по хранению и передаче ценных бумаг и обмену информацией между участниками рынка. НРД выполняет аналогичные функции на территории Российской Федерации. Euroclear и Clearstream имеют свои собственные системы ценных бумаг и учета, которые взаимодействуют с системами различных национальных депозитариев, включая НРД.

Взаимодействие Euroclear, Clearstream и НРД происходит через Интернациональную систему клиринга и депозитарного учета ценных бумаг (ICSD), которая обеспечивает связь между международными депозитариями и национальными депозитариями. Общение между Euroclear, Clearstream и НРД осуществляется через специальные системы обмена сообщениями, которые позволяют проводить операции с использованием единой технологической инфраструктуры и минимизировать риски.

Таким образом, сотрудничество между Euroclear и Clearstream с НРД позволяло международным инвесторам и участникам рынка проводить свои операции с российскими ценными бумагами с помощью международных систем депозитарного учета. Кроме того, это сотрудничество обеспечивало и продолжает обеспечивать удобство, эффективность и высокий уровень безопасности и защиты от рисков для всех участников мирового финансового рынка, которые занимаются операциями с российскими ценными бумагами. При проведении операций клиенты могут удостовериться в подлинности ценных бумаг, что гарантирует, что операции проводятся только с реальными и подлинными ценными бумагами.

Ограничения, касающиеся деятельности Национального расчётного депозитария. 

Санкции в отношении НРД были введены США и Европейским союзом в сентябре 2014 года [9]. Эти санкции были связаны с его ролью в обеспечении деятельности российских банков, являющихся объектами санкций, в том числе ВТБ и Сбербанк. Санкции предусматривали замораживание активов НРД в США и ЕС, запрет на торговлю акциями и облигациями компании с американскими и европейскими инвесторами, а также запрет на предоставление финансовых услуг со стороны американских и европейских компаний. Данные санкции были продлены несколько раз и действовали до января 2016 года. В январе 2017 года Европейский союз отменил санкции против НРД. США не сообщали об отмене санкций против НРД на текущий момент [4], что на данный момент является неактуальным в связи с введением новых ограничений [15]. 

В 2018 году Американский управляющий Совет по финансовой стабильности (FSOC) включил Национальный расчетный депозитарий (НРД) в перечень «критических инфраструктурных объектов» в финансовой системе [5]. Конкретные экономические санкции в отношении НРД были введены США 11 апреля 2018 года. Санкции заключались в запрете на сделки со сторонами, включенными в «SDN List», куда теперь входил НРД. Этот список содержит перечень лиц и организаций, связанных с международным терроризмом, наркотиками, преступлениями против государства и прочими «угрозами национальной безопасности» США [6].

Санкции США наложены на НРД непосредственно, так что они не могли быть легко преодолены, и их соблюдение строго контролируется. Однако НРД продолжил работать и обслуживать своих клиентов, были разработаны механизмы для минимизации негативных последствий санкций. 

Однако 3 июня 2022 год НРД вновь попал под блокирующие санкции Европейского Союза [9]. По мнению Совета ЕС, «НРД - российская небанковская финансовая организация и центральный депозитарий ценных бумаг России. 

Это крупнейший депозитарий ценных бумаг в России по рыночной стоимости находящихся на хранении долевых и долговых ценных бумаг и единственный, имеющий доступ к международной финансовой системе. Он признан Правительством и Центральным банком России системно значимым российским финансовым учреждением. Он играет важную роль в функционировании финансовой системы России и ее связи с международной финансовой системой, тем самым прямо или косвенно оказывая содействие российскому правительству в его деятельности, политике и ресурсах. Он почти полностью принадлежит Московской бирже, миссия которой заключается в предоставлении исчерпывающего доступа к российским финансовым рынкам. Московская биржа, в свою очередь, благодаря своей роли и акционерам находится под высоким уровнем контроля российского правительства. Таким образом, НРД является юридическим лицом или органом, поддерживающим материально или финансово правительство Российской Федерации, которое несет ответственность за аннексию Крыма и дестабилизацию Украины».

Процесс разблокировки активов Национального расчетного депозитария. 

Попытки разблокировать активы НРД были предприняты практически сразу после введения санкций. Так, 12 августа 2022 года НРД обратился в Суд Европейского союза в Люксембурге с иском об отмене введенных ограничений. Заявляемая НРД цель иска – доказать неправомерность и необоснованность включения НРД в санкционные списки ЕС, в результате которого пострадали российские и иностранные инвесторы [10]. 

Затем 2 ноября 2022 года НРД подал обращение в Совет ЕC в рамках административной процедуры обжалования решения о включении 3 июня 2022 года НРД в санкционные списки ЕС. Работа по обращению в Совет ЕC ведется параллельно с обжалованием санкций ЕС в суде общей юрисдикции ЕС [11].

16 августа 2022 года в ЕС допустили проведение расчетов с НРД, если он выполнит два условия: НРД не должен получать экономическую выгоду от этих сделок. Второе: новые сделки должны проходить дополнительное согласование с регуляторами стран, в которых зарегистрированы иностранные контрагенты НРД [12]. Депозитарий выполнил вышеуказанные условия и уже 7 октября 2022 года в рамках восьмого пакета санкций была предоставлена возможность российским инвесторам, которые не подпали под европейские санкции, разблокировать свои замороженные активы путем получения разрешения от национальных регуляторов членов Евросоюза [9]. 

Министерство финансов Люксембурга 20 декабря 2022 года выпустило генеральную лицензию, которая предоставила возможность разблокировать активы российских инвесторов, хранящиеся на счетах российского Национального расчетного депозитария (НРД) в международном депозитарии Clearstream [8]. И уже 21 декабря Бельгия, в юрисдикции которой зарегистрирован Euroclear, вслед за Люксембургом также разрешила размораживать активы российских инвесторов [13].

Однако в Центральном Банке РФ заявили, что «выданные разрешения еще не гарантируют, что российские инвесторы снова смогут распоряжаться заблокированными активами и получать выплаты по ним. Сжатые сроки, размытость формулировок в разрешениях и сложность процедуры разблокировки не дают уверенности, что западные регуляторы готовы обеспечить право российских инвесторов распоряжаться своим имуществом» [14].

Заключение 

Таким образом, следует отметить, что процесс разморозки активов и восстановления в правах всех участников выше упоминаемых правоотношений только начался. Пока рано подводить итоги, так как новые ограничения могут появиться, например, в связи с введением новых пакетов санкций в отношении Российской Федерации или с изменением позиции финансовых регуляторов государств-членов Евросоюза. В статье отражено, что НРД, ЦБ РФ и российские брокеры продолжают активно взаимодействовать с европейскими депозитариями по вопросам разблокировки национальных активов, принимают соответствующие меры для полной и всеобъемлющей защиты прав инвесторов в условиях многочисленных санкционных ограничений. При этом важно отметить, что владельцы таких ценных бумаг сохраняют свое право собственности на них. Возможность распоряжаться причитающимися по ним выплатами и осуществлять сделки с ними на организованных торгах в прежнем режиме станет доступна по мере снятия ограничений международными депозитариями.

References

1. Federal'nyy zakon ot 07.12.2011 № 414-FZ Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus»

2. Nebankovskaya kreditnaya organizaciya akcionernoe obschestvo «Nacional'nyy raschetnyy depozitariy». Elektronnyy resurs: https://cbr.ru/banking_sector/credit/coinfo/?id=450016148

3. Official Journal of the European Union L 271. Elektronnyy resurs: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2014:271:FULL&from=EN

4. Announcement of Expanded Treasury Sanctions within the Russian Financial Services, Energy and Defense or Related Materiel Sectors. Elektronnyy resurs: https://home.treasury.gov/news/press-releases/jl2629

5. Financial Stability Oversight Council. Annual report. 2018. Elektronnyy resurs: https://home.treasury.gov/system/files/261/FSOC2018AnnualReport.pdf

6. Ukraine-/Russia-related Designations and Identification Update; Syria Designations; Kingpin Act Designations; Issuance of Ukraine-/Russia-related General Licenses 12 and 13; Publication of New FAQs and Updated FAQ. Elektronnyy resurs: https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/recent-actions/20180406

7. Council implementing regulation (EU) 2022/878 of 3 June 2022. Elektronnyy resurs: https://eur-lex.europa.eu/legal content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32022R0878&from=EN

8. General authorization pursuant to article 6b paragraph 5 of Council Regulation (EU) N° 269/2014 of 17 March 2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine, as amended. Elektronnyy resurs: https://mfin.gouvernement.lu/dam-assets/dossiers/sanctions-financi%C3%A8res-internationales/documentation/general-authorization-ru-sanctions-269-2014-art6-para-5.pdf

9. Official Journal of the European Union L 259 I. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2022:259I:FULL&from=EN

10. NRD osparivaet sankcii Evrosoyuza. Elektronnyy resurs. https://www.nsd.ru/publications/press-relizy/nrd-osparivaet-sanktsii-evrosoyuza/

11. NRD obratilsya v Sovet EC s obzhalovaniem vvedeniya sankciy. Elektronnyy resurs: https://www.nsd.ru/publications/press-relizy/nrd-obratilsya-v-sovet-evropy-s-obzhalovaniem-vvedeniya-sanktsiy/

12. Evrokomissiya nazvala uslovie dlya razmorozki investiciy rossiyan. Elektronnyy resurs: https://www.rbc.ru/finances/16/08/2022/62fa57ed9a7947f2d14f2e15

13. Conditions générales de l’article 6 ter, paragraphe 5 du règlement. Elektronnyy resurs: https://finances.belgium.be/fr/controle-compliance/sanctions-financi%C3%A8res/sanctions-financi%C3%A8res-concernant-la-situation-en-ukraine-0

14. Aktual'nye voprosy raboty finansovoy sistemy. Elektronnyy resurs: http://www.cbr.ru/faq/w_fin_sector/#a_tm7741http://www.cbr.ru/faq/w_fin_sector/%23a_tm7741

15. Sigalov K.E., Salin P.B., Chuval'nikova A.S. Primenenie tehnologii blokcheyn v prave, politike i gosudarstvennom upravlenii // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. 2018. Seriya yuridicheskaya. T. 22. № 4. S. 566.


Login or Create
* Forgot password?