ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена система развития инновационного потенциала персонала, определены ее основные элементы, одним из которых является корпоративный центр компетенций. В работе представлены основные определения понятия «центр компетенций», определена его роль в развитии инновационного потенциала персонала. Определены основные функции центра компетенций, одна из которых функция управления знаниями, т.е. трансформация информации, которой владеет персонал, в «знание» организации – способность персонала применять информацию в нужное время и в нужном месте. В работе представлена модель процесса развития потенциала персонала через создание корпоративного центра компетенций. Определены основные положительные эффекты, которых возможно добиться через внедрение корпоративного центра компетенций. Также в статье представлен анализ успешных практик внедрения таких центров на предприятиях: ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», BMW.

Ключевые слова:
инновационный потенциал персонала, развитие потенциала персонала, центр компетенций, управление знаниями.
Текст

В современных условиях, когда предприятиям для достижения успеха требуются не только финансовые или материальные ресурсы, очень большую роль играют нематериальные активы при производстве материальных благ. Реализация компаниями стратегий, нацеленных на приобретение конкурентных преимуществ в экономике знаний, становится возможной, когда обеспечивается быстрое, точное, комплексное, гибкое развитие компетенций ключевого персонала. Причем, ставка делается на уникальные компетенции и достижения. Развитие таких компетенций у персонала означает развитие его инновационного потенциала, от которого зависит способность компании генерировать инновационную активность, осуществлять перспективные научно-исследовательские разработки и реализовывать эффективные инновационные программы. Следовательно, создание условий для развития инновационного потенциала персонала должно являться приоритетным направлением системы управления персоналом предприятия.

Существует несколько подходов к определению инновационного потенциала персонала. К.А. Лега определяет сущность инновационного потенциала персонала как меру его готовности к реализации комплекса задач, обеспечивающих функционирование предприятия в условиях инновационной деятельности, а также способность выполнять инновационные преобразования [7]. В.П. Горшенин предлагает определять инновационный потенциал персонала как интегрирующую совокупность инновационных способностей и возможностей персонала осуществлять устойчивое развитие организации на основе научно-технического прогресса [5]. 

В данной работе под инновационным потенциалом мы будем понимать совокупность знаний, навыков, способностей и личностных характеристик персонала, определяющих меру его готовности к восприятию, внедрению и продуцированию инноваций, обеспечивающих эффективное функционирование организации в условиях инновационной деятельности [4].

Одним из условий успешной реализации программы развития инновационного потенциала персонала является формирование информационного, нормативно-методического, кадрового, технического, организационного и финансового обеспечения. Cоздание системы развития инновационного потенциала персонала требует комплексного подхода, создания многоуровневой структуры, охватывающей систему образования, организацию использования и развития человеческого капитала на уровне предприятий, самообразование и саморазвитие специалистов [9].

Список литературы

1. Акатов Н.Б., Молодчик А.В. Центр компетенций в стратегии машиностроительного предприятия // Сборник научных статей и материалов I Научно-практической конференции «Системы государственного и корпоративного управления в ОПК». М., 2013. С. 29-33.

2. Андрусенко Т. Центры знаний // Генеральный директор. 2006. № 11. [Электронный ресурс] URL: http://www.intalev.ru/index.php?id=22077 (дата обращения 28.03.2015).

3. Гасенко Е.В. Критерии развития инновационного потенциала персонала наукоемкого предприятия // Вестник томского государственного университета. 2012. №2 (18). С. 44-49.

4. Горшенин В.П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: Автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. Челябинск, 2006. 42 с.

5. Лега К.А. Формирование механизма управления инновационным потенциалом персонала корпорации: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Челябинск, 2008. 24 с.

6. Лукьянова А.А. Концепция управления знаниями в контексте управления человеческими ресурсами // Вестник Омского университета. 2011. № 2. С. 23-29.

7. Молодчик М.А. Персонал как фактор инновационного поведения промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 4. С. 33-41.

8. Невская Л.В., Эсаулова И.А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2013. № 21. С. 72-76.

9. Панарина Е.Н. Развитие компетенций и формирование центров компетенций как катализатор инновационного развития компаний// Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 31. С. 68.

10. РОСТАТОМ делится знанием / Под ред. Першукова В.А., Медовникова Д.С. М., 2012. 152 с.

11. Федоров М. Система управления знаниями, или как решить проблему «утечки мозгов» в атомной отрасли // Rational Enterprise Management. 2011. № 1. С. 33-35.

Войти или Создать
* Забыли пароль?