ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЧАСТЬ 1)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются условия и средства формирования коллектива в начальной школе. В качестве основных аспектов выделены три уровня его развития: диффузная группа, общность и, собственно, коллектив. Характеризуются критерии проявления учебного коллектива в детско-взрослой общности: общий круг, формирование актива класса, наставничество, система рейтинга, дисциплина и самоорганизация, деятельность, целеполагание, командообразование, эмоциональная вовлеченность, эмоциональный фон класса. Определены три возможные позиции педагога при работе с коллективом класса: авторитаризм, соуправление, самоуправление.

Ключевые слова:
воспитание, младшие школьники, диффузная группа, коллектив, уровни развития коллектива, детско-взрослая общность
Список литературы

1. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Методика воспитания современного школьника: структура, содержание // Воспитание школьников. - 2018. - № 6. - С. 12-20.

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма: полная версия / сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.С. Невской. - М.: АСТ, 2018. - 639 с.

4. Новикова Л.И. Педагогика воспитания / Л.И. Новикова. Избранные педагогические труды, под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика, сост. Е.И. Соколова. - М.: ООО «ПЕР СЭ», 2009. - 349 с.

5. Чирков И.А. Направления деятельности учителя начальных классов // Воспитание школьников. - 2022. - № 7. - С. 44-50.

6. Чирков И.А. Работа с классом как с малой группой // Воспитание школьников. - 2019. - № 6. - С. 41-47.

7. Чирков И.А. Становление учебного коллектива в начальной школе // сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «От советской школы к российской школе ХХI века: вопросы воспитания» (Москва - Ульяновск, апрель 2021 г.). - М.: Педагогический поиск, 2021. - С. 147-152.

8. Шустова И.Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 176 с.

9. Шустова И.Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 438. - С. 186-193.

Войти или Создать
* Забыли пароль?