сотрудник
Россия
Одним из главных условий успешной реализации принятой Стратегии пространственного развития в Российской Федерации служит устойчивое развитие ее регионов. Исследование проводили с целью изучения уровня устойчивого развития регионов Приволжского федерального округа (ПФО), занимающего 6,1 % территории России, на основании разработанной авторами модели. Предложенные для оценки показатели устойчивого развития (экономические, социальные, научно-инновационные, экологические) позволяют объективно и комплексно оценить проводимую региональную политику, определить уровень устойчивого развития и дать соответствующие ориентиры для дальнейших управленческих решений руководству округа. По итогам 2020 г. регионы ранжированы по уровню их устойчивого развития на пять групп. Республика Татарстан заняла устойчивое лидирующее положение. В группу, близкую к устойчивому развитию, вошли Башкирия, Самарская и Нижегородская области, а также Пермский край. Признаками неустойчивого социально-экономического развития обладает Саратовская область. Оренбургская, Пензенская, Кировская, Ульяновская области и Республика Удмуртия вошли в группу, имеющую неустойчивое предкризисное экономическое состояние. Чувашия, Мордовия и Марий Эл по уровню устойчивого развития отнесены к группе, обладающей признаками социально-экономического кризиса. Регионам ПФО, независимо от полученного ранга, предложено ежегодно проводить оценку уровня устойчивого развития и формировать стратегию развития с учетом опыта регионов лидеров. Результаты проведенного исследования могут являться основой при составлении прогноза социально-экономического развития регионов ПФО и показателей их устойчивости на перспективу.
регион, устойчивое развитие, концепция, показатели устойчивого развития, стратегия социально-экономического развития, ПФО, оценка.
Введение. Устойчивое развитие – сложное и многогранное понятие, которое долгое время находится во внимании общетеоретических, методологических и прикладных изысканий многих ученых. Работы российских исследователей в последние годы направлены на изучение устойчивого развития с учетом особенностей различных климатических зон.
Так, рассматривая развитие горных регионов Южной Сибири, авторы отмечают необходимость использования индивидуального подхода к разработке региональных моделей устойчивого развития, имеющих разный уровень и учитывающих особенности социально-экономического развития [1]. Кластерные технологии были предложены к использованию сельским территориям при разработке и реализации их стратегии развития [2].
При изучении развития регионов Арктической зоны России особое внимание уделяется вопросам обеспечения национальной безопасности. В частности, представлены три трехфакторные модели зависимости результирующего показателя, которым является валовой региональный продукт, от переменных, отражающих экономические результаты деятельности региона в некоторых отраслях и сферах деятельности [3]. Для регионов этой зоны к определяющим и требующим решения в приоритетном порядке относят вопрос охраны окружающей среды и уникальной арктической природы [4].
Существуют исследования, посвященные проблемам устойчивого развития российских регионов и выделенных в их географических границах территорий, в том числе со статусом особых экономических зон. Это отвечает национальным интересам в области стратегии пространственного развития экономики и обеспечения устойчивого развития территорий [5]. Кроме того, вызывают интерес работы, посвященные концепции устойчивого развития и реальным вызовам цивилизации [6], а также рейтинговой оценке регионов степной зоны по индикаторам целей устойчивого развития [7].
В исследованиях зарубежных авторов раскрываются вопросы оценки устойчивого развития Республики Казахстан [8], двойственной связи между устойчивым развитием и изменением климата в России, Египте и других стран [9], развития циркулярного сельского хозяйства в некоторых странах западных Балкан [10].
Все это свидетельствуют об интересе ученых к проблемам устойчивого развития. Колебания геополитической ситуации и глобальная нестабильность мировой экономики делает вопросы устойчивого развития весьма актуальными.
Концепцию устойчивого развития в России, как и во всем мире, рассматривают с точки зрения достижения таких целей, как ликвидация нищеты, повышение уровня благосостояния и здоровья населения, очищение и использование глобальных запасов водных ресурсов, санитарно-эпидемиологическое благополучие, уменьшение социального неравенства населения страны и др. (рис.1) [11,12].
Рис. 1 – Этапы возникновения и развития концепции устойчивого развития в мире и в России.
Особое внимание в концепции устойчивого развития отведено экологической сфере, так как исследования глобальных проблем во всем мире было начато именно с изучения экологических проблем. На сегодняшний день к основным действующим нормативно-правовым актам в России относят не только Стратегию экологической безопасности РФ до 2025 г., но и Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 г., Стратегию развития лесного комплекса до 2030 г. и другие документы.
Согласно концепции, переход нашей страны к устойчивому развитию в целом возможен лишь при обеспечении развития всех ее регионов.
Цель исследования – оценка уровня устойчивого развития регионов Приволжского федерального округа на основании использования экономических, социальных, научно-инновационных и экологических показателей.
Условия, материалы и методы. Исследование проводили на основании информации Федеральной службы государственной статистики РФ, используя системный подход, сравнение, метод систематизации и обобщения данных, а также метод линейной нормализации. Информационной базой для исследования служили законодательные и нормативно-правовые акты, публикации отечественных и зарубежных специалистов в области устойчивого развития субъектов РФ, материалы научно-практических конференций и научных журналов.
Объект исследования – Приволжский федеральный округ (ПФО), обладающий диверсифицированной структурой экономики, в которой представлены добывающая промышленность, машиностроение и нефтехимия, агропромышленный комплекс, биотехнологии и фармацевтика, строительство и промышленность строительных материалов, транспорт и энергетика. Эти сферы экономики базируются на значительном научно-техническом и образовательном потенциале таких регионов как Татарстан, Башкортостан, Нижегородская, Самарская и Саратовская области [13].
Предложен следующий алгоритм расчета показателя устойчивого развития региона:
выбор переменных, характеризующих устойчивое развитие региона;
нормализация переменных, так как они имеют различные единицы измерения;
на основании полученных нормализованных значений расчёт индексов, равных среднеарифметическому значению каждой выбранной группы экономических, социальных, научно-инновационных и экологических показателей;
расчет показателя устойчивого развития региона (I) по следующей формуле:
где
I1, I2, I3, I4 – индексы, полученные на основе группировки соответственно экономических, социальных, научно-инновационных и экологических показателей.
Суть метода линейной нормализации состоит в приведении переменных в безразмерный формат данных [14]:
где Xik – нормализованная переменная; xik – переменная из выборки; xmin – наименьшая переменная из выборки; xmax – наибольшая переменная из выборки.
Полученные значения показателей устойчивого развития регионов ранжируются по методике Ферару Г.С. и Орловой А.В. (табл. 1) [15].
Таблица 1 – Ранжирование регионов по значению показателя устойчивого развития региона
Пороговые значения |
Интерпретация уровня развития |
1,00…0,85 |
высокий уровень развития |
0,85…0,70 |
устойчивое развитие |
0,70…0,50 |
развитие, близкое к устойчивому состоянию |
0,50…0,25 |
развитие с некоторыми элементами неустойчивости |
0,25…0,10 |
неустойчивое, предкризисное состояние |
0,10…0 |
социально-экономический кризис |
Результаты и обсуждение. Устойчивое развитие любого региона предполагает сбалансированную динамику роста всех показателей (рис. 2).
Экономические факторы характеризуют уровень развития экономики региона. Практика показывает, что на них существенное влияние оказывает налогообложение [16].
Социальные показатели отражают важнейшие области жизнедеятельности общества, связанные с благосостоянием населения и социальным равенством.
Научно-инновационные критерии свидетельствуют о развитии научной деятельности региона и его инновационной привлекательности.
Экологические параметры дают информацию о состоянии открытых водоемов, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также отходов производства и потребления. В зависимости от ситуации в регионе состав экологических показателей при необходимости может быть расширен или скорректирован.
Рис. 2 – Основные показатели устойчивого развития.
Республика Татарстан по данным 2020 г. занимает лидирующее положение по таким экономическим показателям как валовой региональный продукт (2633,9 млрд руб.), инвестиции в основной капитал, производство продукции сельского хозяйства, основные фонды и объем отгруженных товаров собственного производства (табл. 2) [17]. На втором месте – Республика Башкортостан, на третьем – Самарская область, самые слабые позиции у Марий Эл и Чувашии.
Татарстан лидирует и по социальным показателям, за исключением численности населения, которого больше в Башкортостане (табл. 3) [17]. Например, в Республике Татарстан отмечены максимальные среднедушевые доходы населения и ежемесячные потребительские расходы, которые составляют 35635 и 28399 руб. соответственно. Наихудшие результаты по величине этих показателей в Республике Мордовия.
Республика Татарстан сохраняет за собой первое место и по большинству научно-инновационных показателей, конкуренцию ей составляет Нижегородская область (табл. 4) [17]. Башкирия находится на третьей позиции в этом перечне.
Согласно данным статистики, максимальный объем загрязняющих веществ в атмосферный воздух отмечено в Республике Башкортостан (441 тыс. т), наименьшее (25 тыс. т) – в Чувашии (табл. 5) [17]. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты максимален в Самарской области – 358 млн м3, наименьшие сбросы отмечены в Мордовии – 5,2 млн м3. Это объясняется в основном уровнем развития промышленных производств. Расходы на охрану окружающей среды отражают возможности борьбы с отрицательными последствиями влияния антропогенных факторов. Наилучшая ситуация отмечена в республике Татарстан, где на эти цели затрачено 30566 млн руб. Меньше всего таких средств выделяется в Мордовии – 2347 млн руб., что можно объяснить лучшей экологической обстановкой в регионе.
Результаты ранжирования регионов по величине показателя устойчивого развития (I) демонстрируют, что лучшие позиции занимает Республика Татарстан (табл. 6, рис. 3). Она входит в группу с устойчивым социально-экономическим развитием среди регионов ПФО. Башкирия, Нижегородская и Самарская области, Пермский край, немного уступая лидеру, входят в группу регионов с более слабыми позициями. Саратовская область показывает признаки неустойчивости. Предкризисное социально-экономическое развитие отмечено в Оренбургской, Пензенской, Кировской и Ульяновской областях, а также Удмуртской республике. Самыми слабыми регионами Приволжского федерального округа с кризисным социально-экономическим состоянием – признаны республики Марий Эл, Мордовия и Чувашия.
Для повышения эффективности управления регионом в каждом субъекте РФ разрабатывают стратегию социально-экономического развития (ССЭР). Увязанные между собой интересы населения, бизнеса и органов власти должны стать приоритетными направлениями, которые сформируют основные цели и задачи развития территорий, а также выделяют проблемы, на решение которых необходимо будет направить управленческие усилия. Результаты проведенного исследования могут лечь в основу прогноза социально-экономического развития регионов ПФО и показателей их устойчивости на перспективу. Регионам ПФО, независимо от полученного ранга, целесообразно ежегодно проводить оценку уровня устойчивого развития и формировать его стратегию с учетом опыта регионов лидеров.
Таблица 2 – Показатели экономического развития регионов Приволжского федерального округа за 2020 г.
Таблица 3 – Социальные показатели регионов Приволжского федерального округа за 2020 г.
Таблица 4 – Научно-инновационные показатели регионов Приволжского федерального округа за 2020 г.
Таблица 5 – Экологические показатели регионов Приволжского федерального округа за 2020 г.
Таблица 6 – Показатель устойчивого развития регионов ПФО
|
Рис. 3 – Интерпретация уровня устойчивого развития регионов ПФО.
Выводы. На основании предложенной системы показателей (экономических, социальных, научно-инновационных и экологических) была проведена оценка устойчивости развития регионов Приволжского федерального округа. Сформировано пять групп регионов с различным уровнем устойчивого развития: устойчивое; близкое к устойчивому; с некоторыми признаками неустойчивости; неустойчивое и кризисное. Республика Татарстан занимает устойчивое социально-экономическое положение на основании лидирующих позиций по экономическим, социальным и научно-инновационным показателям (первое место), уступая лишь Башкортостану по экологическим показателям. К регионам, с близким к устойчивому развитию отнесены Республика Башкортостан, Нижегородская и Самарская области, Пермский край. В группу с некоторыми признаками неустойчивости вошла Саратовская область. К группе с неустойчивым уровнем развития отнесены Оренбургская, Пензенская Кировская и Ульяновская области, Удмуртская Республика. В группу с социально-экономическим кризисом вошли Чувашская Республика, Республики Мордовия и Марий Эл.
Регионам ПФО, независимо от уровня развития, предложено ежегодно проводить его оценку и формировать стратегию развития с учетом опыта регионов лидеров. Результаты проведенного исследования могут стать основой прогноза социально-экономического развития регионов ПФО и показателей их устойчивости на перспективу.
1. Красноярова Б.А., Биче-оол Т.Н., Суразакова С.П. Модели устойчивого социально-экономического развития горных регионов Южной Сибири // Устойчивое развитие горных территорий. 2022. Т.14. №1(51). С. 27-35.
2. Стовба Е.В. Кластерный подход к проектированию стратегии устойчивого развития сельских территорий региона // АПК: экономика, управление. 2020. №1. С. 47-55.
3. Математический инструментарий выбора стратегий устойчивого экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации / Л.Н. Бабкина, Т.П. Скуфьина, В.В. Левитес и др. // Уголь. 2022. №6 (1155). С. 35-40.
4. Жудро И.С., Редникова Т.В. Арктика: устойчивое развитие региона и обеспечение национальной безопасности // Государство и право. 2022. №3. С. 127-137.
5. Евстафьева А.Х. Особые экономические зоны как драйвер развития пространственной и региональной экономики России: теория и организация: Монография. Казань: Казанск. гос. архитект.-строит. ун-т, 2022. 240 с.
6. Арутюнов В.С. Концепция устойчивого развития и реальные вызовы цивилизации // Вестник Российской академии наук. 2021. Т. 91. №3. С. 205-214.
7. Дифференциация регионов степной зоны России по индикаторам устойчивого развития / Т.В. Лебедева, А.А. Чибилёв (мл.), Д.С. Мелешкин и др. // Географический вестник. 2022. № 3(62). С.74-91.
8. Kabdulsharipova A. M., Suyeubayeva S. N. Analisis of indicators of economic content of sustainable development of the republic of Kazakhstan and its regions // Modern economics: problems and solutions. 2016. No. 3(75). P.78-95.
9. Moatassem B.M., Stepanova E.V. Climate change and sustainable development: overview of economic impacts // Paradigms of management, economics and law. 2022. No. 1(5). P. 60-66.
10. Vasa L., Angeloska A., Trendov N. M. Comparative analysis of circular agriculture development in selected western Balkan countries based on sustainable performance indicators // Economic Annals-XXI. 2017. Vol. 168. No. 11-12. P. 44-47.
11. Цуркан Н.В., Шведов Д.В. Концепция устойчивого развития на современном этапе развития общества // Актуальные тенденции и инновации в развитии Российской науки: сб. науч. ст. М.: Перо, 2019. Часть IV. С.165-170.
12. Леонова К.С. Формирование и реализация концепции устойчивого развития в Российской Федерации // Россия и современный мир. 2022. №1(114). С. 225-241.
13. Электронная база судебных актов, судебных решений и нормативных документов. Раздел «Законодательство». URL: https://sudact.ru/law/prognoz-dolgosrochnogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-rossiiskoi-federatsii-na/prognoz/13/13.2/privolzhskii-federalnyi-okrug (дата обращения: 10.09.2022).
14. Шагиахметова Э.И., Боровских О.Н., Низамова А.Ш. Управление строительным проектом на основании формирования многофакторной модели эффективности // Вестник экономики, права и социологии. 2020. №3. С. 51-55.
15. Development of agriculture based on geographic information technologies / D. A. Mustashkina, M. M. Khannanov, M. N. Kalimullin, N. V. Karpova // E3S Web of Conferences : International Conference “Ensuring Food Security in the Context of the COVID-19 Pandemic” (EFSC2021), Doushanbe, Republic of Tadjikistan, 29-31 марта 2021 года. - Doushanbe, Republic of Tadjikistan: EDP Sciences, 2021. - EDN JVSRDC.
16. Ферару Г.С., Орлова А.В. Методика оценки уровня устойчивого социально-экономического развития регионов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1.С. 292-299.
17. Гильфанов Р.М., Евстафьева А.Х. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в рамках специальных налоговых режимов (на примере Республики Татарстан) // Вестник Казанского ГАУ. 2018. Т. 13. №3(50). С. 108-115.
18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 1112 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (дата обращения: 10.09.2022).
19. Исхаков, А. Т. Факторный анализ развития молочного скотоводства регионов России / А. Т. Исхаков, Ф. Ф. Гатина // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2022. - Т. 17. - № 2(66). - С. 137-144. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-137-144. - EDN NXYQPM.