Комитет по образованию Государственной Думы РФ (Член экспертного совета по общему образованию)
Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Новые экономические и социальные особенности глобального общества знаний диктуют необходимость формирования новых ключевых компетентностей общества знаний — профессиональных, социальных и информационных, среди которых именно последняя (информационная или ИКТ-компетентность) позволяет эффективно формировать и развивать не только профессиональную компетентность, но и социальную компетентность, развитию которой до сих пор практически не уделялось должного внимания, хотя именно она напрямую связана с важнейшим для общества знаний человеческим фактором.
информатизация образования, информационное общество, ИКТ-компетентности педагогов, информационная образовательная среда, электронное обучение.
Сегодня человечество вступило в качественно новый этап своего развития — эпоху формирования глобального общества знаний. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатизация — процесс проникновения ИКТ, компьютерной техники и телекоммуникаций во все сферы человеческой деятельности. Общество знаний должно быть инклюзивным обществом, т.е. комфортным для всех его жителей — от новорожденного до пенсионера, включая лиц с ограниченными возможностями и специальными потребностями. ИКТ-компетентность является своеобразным связующим звеном между двумя другими (профессиональной и социальной компетентностями) и обеспечивает устойчивый синергетический эффект в образовании.
В случае применения ИКТ в области образования большая часть направленных на изменения усилий излишне акцентирована на приобретении оборудования и программного обеспечения, а также на поддержке обучения базовым технологиям пользователя ИКТ в ущерб фактической реализации изменений в школах.
1. Бадарч Д., Цветкова М.С. Массовый открытый онлайн-курс Института ЮНЕСКО по информационным технологиям для формирования ИКТ-компетентности учителей // Профильная школа. 2014. № 5. С. 24-33.
2. Руководство по адаптации рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности учителей, ИИТО ЮНЕСКО, Москва, 2013 (размещена в открытом доступе по ссылке: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214726.pdf).
3. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0, 2011 год. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/ files/3214694.pdf