Россия
С появлением и реализацией компетентностного подхода в образовании в научных исследованиях стали уделять недостаточное внимание другим категориям оценки результатов образования, в частности, такому как «грамотность». Автор в статье проводит анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных этому вопросу, и предлагает новое понимание грамотности — технологическую грамотность, которое соответствует результатам общего образования в соответствии с требованиями современного постиндустриального общества.
постиндустриальное общество, общее образование, результаты образования, функциональная грамотность, технологическая грамотность.
Требования современного общества к грамотности населения и отдельно каждой личности растут по мере социально-культурных и научно-технических изменений, появления новых технологий и видов человеческой деятельности. Переход общества из индустриальной в постиндустриальную, технологическую эпоху привел к появлению новых требований к личности. Во многом они связаны с тем, что человек в современном мире взаимодействует и осуществляет свою деятельность исключительно с помощью технологий. Внимание образования с конца XX в. обращено к технологии как компоненту культуры, как к средству преобразовательной деятельности человека, как к стандартам технологического образования. Международная ассоциация технологического образования ITEA определяет широкое понимание технологической грамотности для системы образования: «Технологически грамотный человек понимает значение технологий в повседневной жизни и пути, в котором он формирует мир» [11].
Изменение подходов к грамотности человека и формирование нового понимания технологической грамотности как результата современного общего образования и является предметом рассмотрения в данной статье.
1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.
2. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования / Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. М., 1999.
3. Кальней В.А., Махотин Д.А. От индустриального (технологического) общества к технологическому образованию // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П.Горячкина». 2014. №1. С. 32-35.
4. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2009. URL: http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm
5. Научная грамотность // Свободная энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org
6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008.
7. Сайт SEED и Национальные научно-образовательные стандарты. URL: http://www.seed.slb.com/ru/scictr/teachers_corner/seed_nses.htm
8. Тангян С.А. Грамотность в компьютерный век // Педагогика. 1995. № 1.
9. ФГОС основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897).
10. Функциональная грамотность // Всемирная энциклопедия. Философия. М.; Минск: Харвест, 2001.
11. Hasse C., Wallace J. Towards a reconsideration of techological literacy. URL: http://technucation.dk/en/concepts/technological-literacy/