Russian Federation
With introduction and implementation of competency approach in education researchers have been giving insufficient attention to other categories of evaluation of education, «literacy» in particular. The author in the article analyzes the domestic and foreign research on this issue and offers a new understanding of literacy — technological literacy, which corresponds to the results of general education in accordance with the requirements of the modern post-industrial society.
post-industrial society, general education, educational results, functional literacy, technological literacy.
Требования современного общества к грамотности населения и отдельно каждой личности растут по мере социально-культурных и научно-технических изменений, появления новых технологий и видов человеческой деятельности. Переход общества из индустриальной в постиндустриальную, технологическую эпоху привел к появлению новых требований к личности. Во многом они связаны с тем, что человек в современном мире взаимодействует и осуществляет свою деятельность исключительно с помощью технологий. Внимание образования с конца XX в. обращено к технологии как компоненту культуры, как к средству преобразовательной деятельности человека, как к стандартам технологического образования. Международная ассоциация технологического образования ITEA определяет широкое понимание технологической грамотности для системы образования: «Технологически грамотный человек понимает значение технологий в повседневной жизни и пути, в котором он формирует мир» [11].
Изменение подходов к грамотности человека и формирование нового понимания технологической грамотности как результата современного общего образования и является предметом рассмотрения в данной статье.
1. Gershunskiy B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka (V poiskakh praktiko-orientirovannykh obrazovatel’nykh kontseptsiy) [Philosophy of Education for the XXI century (In search of the praktikooriented educational concepts)]. Moscow, Sovershenstvo Publ., 1998.
2. Ermolenko V.A., Perchenok R.L., Chernoglazkin S.Yu. Didakticheskie osnovy funktsional’noy gramotnosti v sovremennykh usloviyakh [Didactic bases of functional literacy in modern conditions: A Handbook for educators]. Moscow, 1999.
3. Kal’ney V.A., Makhotin D.A. Ot industrial’nogo (tekhnologicheskogo) obshchestvak tekhnologicheskomu obrazovaniyu [From industrial (technological) obschestvak technology education]. Vestnik Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya vysshego professional’nogo obrazovaniya «Moskovskiy gosudarstvennyy agroinzhenernyy universitet im. V.P.Goryachkina» [Bulletin of the Federal State Institution of Higher Professional Education «Moscow State Agroengineering University named after V.P. Gorjachkin”]. 2014, I. 1, pp. 32-35.
4. Mezhdunarodnaya programma po otsenke obrazovatel’nykh dostizheniy uchashchikhsya PISA-2009 [Programme for International Student Assessment PISA-2009]. Available at: http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm
5. Nauchnaya gramotnost’ [Scientific literacy]. Svobodnaya entsiklopediya Vikipediya [Free Encyclopedia Wikipedia]. Available at: http://ru.wikipedia.org
6. Novikov A.M. Postindustrial’noe obrazovanie [Postindustrial education]. Moscow, Egves Publ., 2008.
7. Sayt SEED i Natsional’nye nauchno-obrazovatel’nye standarty [Site SEED and the National Science Education Standards]. Available at: http://www.seed.slb.com/ru/scictr/teachers_corner/seed_nses.htm
8. Tangyan S.A. Gramotnost’ v komp’yuternyy vek [Literacy in computer age]. Pedagogika [Pedagogy]. 1995, I. 1.
9. FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya (utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 17 dekabrya 2010 goda №1897) [GEF the basic general education (utv. By the Order of Minobrnauki of the Russian Federation from December 17, 2010 №1897)].
10. Funktsional’naya gramotnost’ [Functional literacy]. Vsemirnaya entsiklopediya. Filosofiya [World Encyclopedia]. Moskva-Minsk, Kharvest Publ., 2001.
11. Hasse C., Wallace J. Towards a reconsideration of techological literacy. Available at: http://technucation.dk/en/concepts/technological-literacy/