Вятка, Россия
Рассмотрены этапы оценки эффективности системы внутреннего контроля в аграрных организациях. Предложена классификация искажений фактов хозяйственной жизни по этапам бухгалтерской процедуры. Разработана матрица общих и прикладных средств контроля сельскохозяйственных организаций. Представлены процедуры проверки функционирования средств контроля и процедуры контроля по существу в части учета бюджетных субсидий.
система внутреннего контроля, эффективность, факт хозяйственной жизни, риски существенного искажения информации, общие и прикладные средства контроля, бюджетные субсидии, оценка, бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность.
Специфика функционирования и развития сельского хозяйства, высокая степень зависимости от природно-климатических условий, повышенный уровень трудоемкости производственного процесса ставят сельскохозяйственные предприятия на грань выживания. Как показывает мировой опыт, высокая степень эффективности аграрных организаций возможна только в тех странах, где сельское хозяйство является дотационной отраслью. Механизм государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя работает и в Российской Федерации. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, разработана на основе одного их принципов софинансирования сельского хозяйства из федерального бюджета и региональных бюджетов.
В то же время государственная поддержка сельскохозяйственного производителя не должна рассматриваться в одностороннем порядке. Выделяемые бюджетные средства зачастую используются неэффективно и нерационально, «оседают» в коррупционных структурах. Основным инструментом преодоления обозначенной проблемы должен стать внутренний контроль.
Оценка результатов анкетирования аграрных организаций Кировской области позволяет утверждать, что в 70% организаций отсутствует положение о внутреннем контроле, 30% организаций осуществляют внутренний контроль на несистематической основе. Основным субъектом внутреннего контроля в исследованных организациях является руководитель (80%), незначительная роль отводится в организации внутреннего контроля главному бухгалтеру (20%) и бухгалтерской службе (15%). Специально выделенный субъект внутреннего контроля в организациях отсутствует. Анализ наличия и применяемости средств контроля показывает, что в 80% организаций проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств, в 60% организаций разработан и соблюдается график документооборота, в 25% организаций реализуется бюджетирование, а в 35% применяется нормирование. Все организации отмечают наличие приказа об утверждении учетной политики, но только 45% из них имеют утвержденные формы первичных учетных документов и 40% — регистров бухгалтерского учета.
1. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013)]. - Режим доступа [Консультант Плюс]. Загл. с экрана.
2. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [Электронный ресурс]: [Информация Минфина России № ПЗ-11/2013]. Режим доступа [Консультант Плюс]. Загл. с экрана.
3. О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс]: [Информация Минфина России № ПЗ-9/2012]. Режим доступа [Консультант Плюс]. Загл. с экрана.
4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004. 1168 с.
5. Guide to Using International Standards on Auditing in the Audits of Small- and Medium-Sized Entities [Текст], 2011, Third Edition, V. 2.