Vyatka, Russian Federation
The article presents the stages of evaluating the effectiveness of the internal control system in agricultural organizations. The classification of the stages of distortion of facts of economic life concerning accounting procedure stageswas suggested. A matrix of general and application controls of agricultural organizations was developed. Procedures to verify the operation of controls and control procedures in terms of budgetary subsidies accounting were presented.
internal control system, efficiency, economic event, risks of material misstatements, general and application control tools, budgetary subsidies, assessment, accounting statements, financial statements
Специфика функционирования и развития сельского хозяйства, высокая степень зависимости от природно-климатических условий, повышенный уровень трудоемкости производственного процесса ставят сельскохозяйственные предприятия на грань выживания. Как показывает мировой опыт, высокая степень эффективности аграрных организаций возможна только в тех странах, где сельское хозяйство является дотационной отраслью. Механизм государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя работает и в Российской Федерации. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, разработана на основе одного их принципов софинансирования сельского хозяйства из федерального бюджета и региональных бюджетов.
В то же время государственная поддержка сельскохозяйственного производителя не должна рассматриваться в одностороннем порядке. Выделяемые бюджетные средства зачастую используются неэффективно и нерационально, «оседают» в коррупционных структурах. Основным инструментом преодоления обозначенной проблемы должен стать внутренний контроль.
Оценка результатов анкетирования аграрных организаций Кировской области позволяет утверждать, что в 70% организаций отсутствует положение о внутреннем контроле, 30% организаций осуществляют внутренний контроль на несистематической основе. Основным субъектом внутреннего контроля в исследованных организациях является руководитель (80%), незначительная роль отводится в организации внутреннего контроля главному бухгалтеру (20%) и бухгалтерской службе (15%). Специально выделенный субъект внутреннего контроля в организациях отсутствует. Анализ наличия и применяемости средств контроля показывает, что в 80% организаций проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств, в 60% организаций разработан и соблюдается график документооборота, в 25% организаций реализуется бюджетирование, а в 35% применяется нормирование. Все организации отмечают наличие приказа об утверждении учетной политики, но только 45% из них имеют утвержденные формы первичных учетных документов и 40% — регистров бухгалтерского учета.
1. O bukhgalterskom uchete [Elektronnyy resurs]: [Federal´nyy zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ (red. ot 28.12.2013)]. - Rezhim dostupa [Konsul´tant Plyus]. Zagl. s ekrana.
2. Organizatsiya i osushchestvlenie ekonomicheskim sub´´ektom vnutrennego kontrolya sovershaemykh faktov khozyaystvennoy zhizni, vedeniya bukhgalterskogo ucheta i sostavleniya bukhgalterskoy (finansovoy) otchetnosti [Elektronnyy resurs]: [Informatsiya Minfina Rossii № PZ-11/2013]. Rezhim dostupa [Konsul´tant Plyus]. Zagl. s ekrana.
3. O raskrytii informatsii o riskakh khozyaystvennoy deyatel´nosti organizatsii v godovoy bukhgalterskoy otchetnosti [Elektronnyy resurs]: [Informatsiya Minfina Rossii № PZ-9/2012]. Rezhim dostupa [Konsul´tant Plyus]. Zagl. s ekrana.
4. Finansovo-kreditnyy entsiklopedicheskiy slovar´ / Pod obshch. red. A.G. Gryaznovoy. M.: Finansy i statistika, 2004. 1168 s.
5. Guide to Using International Standards on Auditing in the Audits of Small- and Medium-Sized Entities [Tekst], 2011, Third Edition, V. 2.