Калуга, Калужская область, Россия
Укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации является одной из главных целей государственной национальной политики Российской Федерации, определенных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 2018 года № 703. При этом укрепление единства российского общества и гражданской идентичности определено в числе основных целей государственной культурной политики Российской Федерации (Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года). Указание Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации обратить особое внимание при разработке национальной программы в сфере культуры на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации (п.12 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») свидетельствует о социальной значимости рассматриваемой проблемы. В статье представлено структурное описание событийного научного мероприятия как инновационной педагогической практики, направленной на содействие системному формированию общероссийской гражданской идентичности учащейся молодежи, а также имеющиеся результаты ее реализации в образовательном пространстве Калужской области.
общероссийская гражданская идентичность, событийное научное мероприятие, рефлексивно-ценностный подход, конвергентные технологии в образовании
1. Асафова Т.Ф., Девятерикова Е.В. Социально-педагогическое сопровождение деятельности разновозрастных детских объединений по месту жительства // Педагогические технологии. - 2022. - № 2. - С. 17-21. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-2-17; EDN: https://elibrary.ru/ZYAFHF
2. Астахова Л.Г. Психологические особенности саморазвивающейся личности // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т.5. - № 5. - С. 88-98. EDN: https://elibrary.ru/PNFTIG
3. Ахлебинина Т.В. Саморазвитие личности школьников в ходе реализации проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды // Журнал педагогических исследований. - 2020. - № 5. - С. 37-42. EDN: https://elibrary.ru/DBDXEA
4. Байбородова Л.В. Особенности организации дополнительного образования сельских школьников // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т.5. - № 6. - С. 33-42. EDN: https://elibrary.ru/OCGWJM
5. Балабанова Л.И. Шахматы как инструмент для интеллектуального развития ребёнка // Педагогические технологии. - 2022. - №3. - С.91-85. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-3-91; EDN: https://elibrary.ru/KWNZMK
6. Биба А.Г. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности у детей с нарушениями речи // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т.5. - № 5. - С. 66-69. EDN: https://elibrary.ru/ANPSID
7. Воронцова И.А. Программа профориентации в школе как система профессионального самоопределения молодежи // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т.7. - № 3. - С. 49-56. EDN: https://elibrary.ru/MZKRLV
8. Воронова М.М., Соколова Е.Г. Волонтёрское движение как инновационная практика дополнительного образования: опыт разработки и реализации волонтёрского проекта // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 34-40. EDN: https://elibrary.ru/QCZLOW
9. Ворсобина Н.В., Коняхина С.В. Развитие физических качеств и функциональных возможностей футболистов посредством фитнес-аэробики в дополнительном образовании // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 92-97. EDN: https://elibrary.ru/NTXVUB
10. Герасимов П.С. Активизация инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством применения новых форм работы (квестов, квизов) // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т.7. - № 4. - С. 68-72. EDN: https://elibrary.ru/DQEOWX
11. Герасимова Ю.Н. Нестандартные подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т.7. - № 4. - С. 24-27. EDN: https://elibrary.ru/NASDJW
12. Гончарова В.В. Система работы средней общеобразовательной школы по реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» // Педагогические технологии. - 2022. - № 2. - С. 28-36. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-2-28; EDN: https://elibrary.ru/MWEHUS
13. Грабова О.А. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы // Педагогические технологии. - 2022. - № 2. - С. 57-65. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-2-57; EDN: https://elibrary.ru/EALRMM
14. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника // Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования : интернет-конференция. - URL : https://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/ (дата обращения: 18.10.2022).
15. Григорьева Н.А., Наумов С.И. Изучение английского языка как часть программы подготовки национальной сборной WORLDSKILLS RUSSIA // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 55-61. EDN: https://elibrary.ru/EIRVYN
16. Дворягина Л.А. Реализация аэрокосмического образования в условиях системы дополнительного образования детей // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 36-41. EDN: https://elibrary.ru/BALPLW
17. Деева В.И., Елисеева З.Х. Реализация пропедевтических развивающих предметных курсов в рамках дополнительного образования // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 62-71. EDN: https://elibrary.ru/OGZIRN
18. Доронина М.В. Саморазвитие личности ребенка в процессе музыкальных занятий // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т.5. - № 5. - С. 43-47. EDN: https://elibrary.ru/ZJVISV
19. Доронина М.В., Родионова А.Б. Картинирование музыкальных способностей как новая методика их диагностики у детей дошкольного возраста // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 50-54 EDN: https://elibrary.ru/ZZIIAE
20. Захарова Н.А. Краеведение как средство социализации и воспитания // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т.7. - № 4. - С. 78-82. EDN: https://elibrary.ru/BSXKCD
21. Иванова И.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей - пространство саморазвития личности» // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С. 3-7. EDN: https://elibrary.ru/YVWTYF
22. Иванова И.В. II Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей - пространство саморазвития личности» // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 6. - С. 3-9. EDN: https://elibrary.ru/WQXYAA
23. Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход к организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 23-36. EDN: https://elibrary.ru/NAWXQK
24. Иванова И.В., Буслаева Е.Н. Развитие социальной активности детей и молодёжи // Педагогические технологии. - 2022. - № 2. - С. 6-16. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-2-6; EDN: https://elibrary.ru/JGRAEQ
25. Исакова М.Г. Новые подходы формирования мотивации к саморазвитию у молодежи в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 57-61. EDN: https://elibrary.ru/OKCEVD
26. Карева А.А., Усманова Г.М., Жилякова Е.Н. Медийная среда в дополнительном образовании как инструмент социализации обучающихся // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С. 65-70. EDN: https://elibrary.ru/FHEYKK
27. Комаров С., Комарова О.С. Дидактический приём организации самостоятельного учебно-исследовательского поиска по теме: «Датирующие свойства кирпича» // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 98-104. EDN: https://elibrary.ru/LSHBQX
28. Кононова А.Ю., Бракк Т.А. Тенденции саморазвития на современном этапе модернизации дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 55-59. EDN: https://elibrary.ru/FZEEKC
29. Костикова В.Л. Воспитание и социализация обучающихся в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 62-76. EDN: https://elibrary.ru/QJYBMV
30. Котикова В.Л. Воспитание и социализация обучающихся в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 3-7. EDN: https://elibrary.ru/RRUZRE
31. Лукьянов И.А. Развитие технического потенциала школьников в технических дисциплинах системы WorldSkills Russia // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 4. - С. 39-42. EDN: https://elibrary.ru/BMUYRQ
32. Лунева Е.С., Прытков Д.А. Волонтерская деятельность как средство саморазвития обучающихся в организациях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 31-35. EDN: https://elibrary.ru/ZPZHDS
33. Макаров Р.В. Опыт и перспективы реализации дополнительной общеобразовательной программы, посвящённой виртуальной реконструкции памятника Калос Лимен // Педагогические технологии. - 2022. - №3. - С. 39-44. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-3-39; EDN: https://elibrary.ru/HPLAVS
34. Мельникова Г.Г. Разнообразие форм организации деятельности музейной комнаты как путь творческого саморазвития личности // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 4. - С. 28-33. EDN: https://elibrary.ru/KTFIEJ
35. Михайлова А.И. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью цифровых коллабораций в дошкольном и дополнительном образовании // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 80-91. EDN: https://elibrary.ru/FZDXMC
36. Михайлова А.И., Крежевских О.В. Использование цифровых технологий в дополнительном образовании при ознакомлении дошкольников с природой Зауралья // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С. 49-64. EDN: https://elibrary.ru/SZKJYY
37. Михайлова А.И., Юдина В.А. Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с применением авторских мультимедийных игр // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 70-76. EDN: https://elibrary.ru/OTNHBJ
38. Нестерова И.В. Опыт проектирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования как пространства социокультурного развития личности // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 67-72. EDN: https://elibrary.ru/WPOSFA
39. Николаева О.В. Комплекс ГТО как средство формирования мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 47-52. EDN: https://elibrary.ru/XEBQXY
40. Николаева О.В. Саморазвитие обучающихся в региональном центре развития способностей и талантов у детей и молодёжи // Педагогические технологии. - 2022. - № 3. - С. 67-74. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-3-67; EDN: https://elibrary.ru/RMDMUS
41. Орлова Т.А., Харманис А.Д. Спортивный туризм как средство развития морально-волевых качеств личности // Педагогические технологии. - 2022. -№3. - С. 96-102. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-3-96; EDN: https://elibrary.ru/YPFMRW
42. Осипенко А.И. Дистанционная акция «Диктант Памяти» как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в СПО // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 73-76. EDN: https://elibrary.ru/FDWVJI
43. Помазков В.В. Интеллектуальное воспитание и развитие исследовательских способностей учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 21-26. EDN: https://elibrary.ru/GAGUTG
44. Прохорова С.Ю., Егоров А.И., Оргина М.В. Формирование нравственных ценностей у школьников в условиях поликультурной образовательной среды // Педагогические технологии. - 2022. - № 1. - С. 41-49. EDN: https://elibrary.ru/JSKVFS
45. Рожков М.И. Воспитательный потенциал дополнительного образования в освоении детьми культурноисторического наследия Крыма // Педагогические технологии. - 2022. - № 3. - С. 4-8. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-3-4; EDN: https://elibrary.ru/PUFULA
46. Семенченко Т.С. Практика формирования познавательной активности подростков во внеурочной проектной деятельности // Педагогические технологии. - 2022. - № 2. - С. 37-44. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-2-37; EDN: https://elibrary.ru/URYAXX
47. Соколова Е.Г., Воронова М.М. Волонтёрское движение как инновационная практика дополнительного образования: опыт реализации волонтёрского проекта // Педагогические технологии. - 2022. - № 3. - С. 60-66. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-3-60; EDN: https://elibrary.ru/NJMSWV
48. Сорокина Е.А. Исследование процесса педагогического сопровождения познавательной деятельности обучающихся школьников // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 60-65. EDN: https://elibrary.ru/TTEVUG
49. Суматохина В.А., Иванова И.В. Использование светового стола для рисования песком как средство творческого самовыражения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 20-28. EDN: https://elibrary.ru/CJKGPV
50. Сязи Е.В. Проектная деятельность как важный фактор саморазвития обучающихся // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С. 17-22. EDN: https://elibrary.ru/BHAPXQ
51. Тихомирова Е.И. Субъектное саморазвитие личности в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 17-22. EDN: https://elibrary.ru/ZZUYVO
52. Ткачева О.С. Использование педагогом информационных площадок в сети Интернет для активизации самообразования учащихся по дополнительным программам обучения // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 4. - С. 73-77. EDN: https://elibrary.ru/KAGATI
53. Трошкина И.В. Использование цифровых решений для организации проектной деятельности учащихся // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С. 23-28. EDN: https://elibrary.ru/FFGSZS
54. Фадеева С.Д. Программирование как основа развития алгоритмического мышления и саморазвития личности // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С. 29-32. EDN: https://elibrary.ru/PATUPO
55. Федоренкова Е.В. Формирование функциональной грамотности детей в условиях организации работы по дополнительным общеразвивающим программам // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т.7. - № 4. - С. 34-38. EDN: https://elibrary.ru/PCDEBE
56. Хлуденцова А.С. Организация психологической безопасности обучающихся в учреждении дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 8-12. EDN: https://elibrary.ru/TFEVEC