ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УСПЕХА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрено применение метода проектов и игровых технологий в сотворчестве с учителем при реализации программ дополнительного образования, позволяющих использовать обучающий потенциал образовательных программ в развитии проектировочных умений обучающихся.

Ключевые слова:
минипроект, практическая игра, квест, дополнительное образование
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

У каждого есть особое призвание. Каждый человек незаменим, а жизнь его неповторима. И поэтому задача каждого человека настолько же уникальна, насколько уникальна и его возможность выполнить эту задачу.

Виктор Франкл

 

Современное образование, в соответствии с требованиями современной жизни, использует комплексный подход в обучении и воспитании социально активных членов общества, способных к научному познанию реального мира.

Вся система совместной работы учителя и учащихся должна создавать условия для приобретения учащимися опыта учебно-познавательной деятельности, развития способностей и овладения разнообразными способами мышления, воспитания их гражданской ответственности, способности к самоорганизации и самопознанию, формирования научной картины мира и миропонимания, установления ориентиров в мире профессий и подготовке к профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [5].

Каждый учитель в процессе обучения и воспитания должен раскрывать и развивать способности учащихся посредством грамотно выстроенной учебно-познавательной деятельности, позволяющей раскрыть всевозможные траектории самообразования и подготовить компетентных, разносторонних и успешных специалистов.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счёт более сильного развития других [3].

Большую помощь в развитии и раскрытии способностей ребёнка играет дополнительное образование, которое выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.

Спектр целей дополнительного образования весьма широкий, включая развитие способностей, укрепление здоровья, воспитание учащихся, развитие и поддержку талантливых учащихся, профессиональную ориентацию, социализацию и адаптацию к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся [1]. В своих научных трудах Л.В. Байбородова, И.В. Иванова, Т.В. Лушникова, Т.В. Машарова, М.И. Рожков рассматривают дополнительное образование как образовательную систему, несущую на себе широкий спектр развивающих и воспитательных возможностей, реализация которых является особенно востребованной в настоящее время [7]. В условиях дополнительного образования каждый ребенок может почувствовать себя успешным, самореализоваться в интересном для него виде деятельности, разработать и реализовать проект своего саморазвития [2]. Дополнительное образование рассматривается как основа инвестиций в человеческий капитал [9], как зона опережающего развития.

Отличительной особенностью дополнительного образования детей является авторское начало в организации образовательного процесса. Оно подразумевает право педагога самостоятельно разрабатывать образовательную программу, определяющую цели и задачи, методику обучения по своему предмету, границы осваиваемого содержания, сроки обучения, ожидаемые результаты и формы контроля знаний и умений, формы взаимодействия с учащимися. Кроме того, в условиях вариативности, многоаспектности, полиструктурности образовательной деятельности, присущей дополнительному образованию детей, педагог находится в ситуации непрерывного оперативного проектирования индивидуально-личностного развития учащихся в разнообразных видах и формах деятельности (праздники, конкурсы, фестивали, соревнования, конференции и др.) [8].

Среди особенностей реализации программ обращают на себя внимание такие, как возможность создания разновозрастных групп, сочетания групповых и индивидуальных занятий, реализация программ в течение всего календарного года, включая каникулярное время, организация обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом, в том числе ускоренное обучение, возможность участия в занятиях родителей [1].

Таким образом, уже в действующем законодательстве характеристики дополнительного образования как вида образования соответствуют самым передовым представлениям о целях, задачах и принципах организации образования в современном мире [1].

Учебные занятия в системе дополнительного образования детей имеют менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и деятельность педагога, направленная на сотворчество, при котором талант и ребёнка, и педагога (родителя) рождается в процессе образовательного взаимодействия, в ходе межличностной событийности (В.И. Слободчиков), а оформляется в уникальную личностную способность впоследствии рефлексии (С.Ю. Степанов) [6].

Формат учебных занятий в системе дополнительного образования позволяет использовать метод проектов. Сам по себе проект – это замысел, уникальный замысел, инновационный замысел. Речь не идет о высоко инновационных продуктах, обладающих новизной и актуальностью современности, а скорее о минипроектах, которые воплощаются в жизнь обычными школьниками на занятиях по робототехнике, предпринимательству, естествознанию и других занятиях по реализации программ дополнительного образования. Конечно, сам процесс создания минипроектов полностью повторяет весь процесс полноценного проекта. В процессе группового взаимодействия учитываются и обговариваются всевозможные варианты продукта [4].

Сотворчество при создании минипроектов идет по некому плану действий, при постоянном сотворчестве ученика и учителя, в результате чего приобретается индивидуальный опыт и стимулируется продуктивность работы. Используя примеры реального мира можно указать ученику на отрасли профессионального применения знаний и их метапредметности. По окончанию работы ученики доказывают значимость собственных минипроектов, используя сотворчество на занятиях, дает возможность полноценно развивать креативные способности ученика и учителя без потери в образовательном процессе. Осуществляется взаимодействие, динамически раскрывая способности личности к творческому саморазвитию, а также предпринимается попытка снятия психологического барьера творческой деятельности, таких как: страх выступить, боязнь неудачи, высокая самокритичность, лень и др.

Особое место в преподавании занимают игровые технологии, использование которых осложнено ограниченным временем урока и необходимостью учителя сформировать определённые предметные умения, что отсутствует на занятиях в процессе дополнительного образования. На занятиях с применением игровых технологий ученики работают более активно, что способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Игра делает процесс обучения не односторонним, а двусторонним, т.е. учащийся выступает полноценным субъектом обучения. Посредством игры обучение приобретает обоюдный характер. Такое обучение является более продуктивным и носит развивающий характер.

Рассмотрим пример организации практический игры с использованием возможностей дополнительного образования.

Практическая игра «Потребности безграничны, реверсы ограничены» направлена на развитие индивидуального опыта познания посредством конвергентного подхода, ключевыми принципами которого являются междисциплинарный синтез естественно-научного и гуманитарного знания с переориентацией учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную.

Игра проводится на 5 занятиях, которые целесообразно провести в разные дни для сохранения интереса обучающихся к мероприятию и соблюдения всех санитарно-эпидемиологических требований.

В игре принимают участие 2 команды по 5-6 чел., сформировать которые необходимо заранее. Для этого необходимо либо повесить объявление, либо объявить устно в классах. Все желающие записываются у преподавателя, отбор по временному принципу (первые 12 заявившихся обучающихся).

Первое занятие - постановка темы, проблемного вопроса и поиски решения, актуализация знаний и планирование деятельности.

На занятии детям предлагается решить ряд экономических и предпринимательских задач, одной из которых является задача по экономической целесообразности самостоятельной переработки бумаги и изготовлению из неё открыток. На данном занятии задействованы возможности такой дополнительной образовательной программы, как «Предпринимательство».

В итоге первого занятия у учащихся, на основе имеющихся знаний из курса обществознания и дополнительных занятий по предпринимательству виден план их дальнейшей деятельности: изготовить открытки, найдя наиболее экономичный способ их производства, используя бумагу.

Второе занятие - поиск решения проблемы (открытие нового знания).

На основе имеющихся знаний из курса географии и биологии, дополнительных занятиях по экологии и естествознания ребятам предлагается рассмотреть экологический аспект переработки бумаги и внести свой вклад в сохранение видового разнообразия.

Третье занятие - выражение решения проблемы, применение нового знания.

Обучающие перерабатывают бумагу с использованием природных красителей, применяя знания химии и естествознания.

Четвертое занятие - выражение решения проблемы, применение нового знания.

Получив листы бумаги из переработанной бумаги ребятам необходимо сделать открытки. Это занятие можно провести как в классе, дав возможность учащимся самостоятельно их сделать, так и в форме домашнего задания, что даст учащимся самостоятельно найти и применить творческий подход в деятельности. После изготовления открыток (для нашей творческой группы ближайшим праздником было 8 марта) их необходимо было подарить любому учителю, которого выбрали сами учащиеся. Но, поскольку, наш цикл занятий связан с предпринимательством, а в школьной жизни мы не можем заниматься продажей открыток, то логично провести аукцион – голосование, с использованием любой платформы в сети Интернет (нами была использована школьная группа VK). Разметив фото открыток, все жалеющие могли голосовать, отвечая на вопрос «Приобрели бы Вы такую открытку в подарок родным и близким?». Такой опрос даст возможность на следующем занятии понять, будут ли пользоваться спросом такие изделия, если их создавать и продавать в реальный бизнес – идеи.

Пятое занятие – рефлексия. Подводятся итоги аукциона с последующим анализом эффективности предложенного способа предпринимательства. Рассматриваются предметные и психологические аспекты проведённых ранее занятий. Организуется визуальное воспоминание и рефлексия учащихся. Устраивается чаепитие.

Дополнительное образование позволяет совместное использование метода проектов и игровых технологий, что создаёт широкую базовую платформу для формирования широкого спектра УУД.

Систематическое внедрение уроков и внеклассных мероприятий с объединённым использованием двух педагогических средств создадут условия для развития коммуникативных умений, навыков сотрудничества, умение пользоваться современными цифровыми технологиями, формирование нравственно-эстетического отношения к предмету.

Наиболее подходящая форма организации учебной деятельности, представляющая возможность соединения метода проектов и игровых технологий, – это квесты.

Квест (англ. «quest») - это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели.

Сюжет игры может быть предопределенным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Квесты делятся на интеллектуальные, активные, страшные и детские.

Образовательный квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого обучающемуся надо применить предметные знания и разные виды УУД. Такие квесты используются для максимальной интеграции различных учебных предметов на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет или тему.

Актуальность использования квестов сегодня очевидна. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Обучающиеся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Выполняя квест-проект, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Для дошкольников, обучающихся в нашей школе на подготовительном отделении, совместно с Сергеевой Е.А. (учитель химии и биологии) и Обрезковой А.В. (учитель истории и обществознания) был разработан и проведён Квест «Школа – ключ к знаниям». В результате чего многие ребята и их родители заинтересовались более глубоким изучением робототехники, предпринимательства, естествознания, немецкого языка и истории.

Данный квест – игра-путешествие по школе в поисках клада направлена на знакомство дошкольников с такими предметами как география, химия, биология, история, обществознание, немецкого языка, предпринимательства и робототехники. Ребятам постоянно помогали сказочные герои и на каждом этапе свой учитель-предметник. Дошкольникам необходимо было выполнить ряд связанных с предметом заданий, в результате выполнения которого они получали подсказку к поиску клада. По окончанию ребята находили сундук с кладом в виде слова «Знания».

В заключение можно сделать вывод о том, что дополнительное образование способствует развитию активной, творческой, самостоятельно мыслящей личности, имеющей постоянную потребность в обучении, владеющей рациональными способами умственной работы, способной ориентироваться в большом потоке информацией, воспитанной совместно с родителями и семьёй. То есть еще в школе позволяет вооружить ребёнка необходимым багажом знаний и умений и совместно с родителями сформировать индивидуальную траекторию успеха.

Список литературы

1. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное/ Серия коллективных монографий «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы» под редакцией С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. - 276 с.

2. Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании: рефлексивно-ценностный подход // Воспитание школьников. - 2018. - №2. - С. 41-52.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.

4. Сергеев Е.В. Сотворчество при создании минипроектов на занятиях по робототехнике // Сборник статей XIII международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами» I часть, Москва 2021, стр. 454

5. Сергеева Е.А. Видеотека химического эксперимента учеников как средство формирования у учащихся индивидуального опыта познания // Сборник статей XIII международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами» I часть, Москва 2021. - 451с.

6. Степанов С.Ю. Одаривающая педагогика сотворчества в действии // «Образовательная политика» №4. - 2014 - С.85.

7. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков : монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. - М.: Русайнс, 2020. - 132 с.

8. Ярмакеева С.А. Педагогическое проектирование в деятельности педагога дополнительного образования// Казанский педагогический журнал. -2009.- №9-10. - С.66.

9. Ivanova I.V. Non-formal Education Investing in Human Capital // Russian Education and Society. 2016. - Issue 11. - Vol.58. - P.718-731.

Войти или Создать
* Забыли пароль?