Россия
Проанализированы факторы, влияющие на формирование человеческого капитала. Установлена их взаимосвязь с тенденциями, формирующими основные экономические показатели организации. Выявлены особенности развития человеческого капитала. Рассмотрены различные точки зрения на понятие «человеческий капитал». Проанализирована взаимосвязь человеческого капитала и уровня производства. Определено место человеческого капитала в развитии организации. Проанализировано влияние человеческого персонала на формирование инновационных процессов.
человеческий капитал, уровень производства, инновации, инновационные процессы, инновационные технологии.
В современной экономической науке человеческий капитал как фактор экономического роста организации находится в центре социально-экономической системы. Впервые термин «человеческий капитал» появился в работах Т. Шульца, который считал, что улучшение благосостояния людей зависит не от земли, техники или их усилий, а от знаний. Шульц назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом» и использовал следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества могут быть усилены соответствующими вложениями, которые мы называем человеческим капиталом» [4].
В России изучением проблемы «человеческого капитала» занимался Д.В. Зеленин. «Человеческий капитал» он оценивал как запас знаний и информации, которыми владеет человек. С точки зрения А.И. Добрынина и С.А. Дятлова, человеческий капитал — это совокупность качеств человека (здоровье, образование, профессионализм), приносящих доходы предприятию [1]. Е.Е. Гришнова рассматривает человеческий капитал как способность людей к участию в процессе производства, совокупность воплощенных в них потенциальных возможностей приносить доход (индивидуальный и общественный) и включает в категорию «человеческий капитал» природные особенности и таланты, а также приобретенные — образование, профессиональные знания, квалификацию и навыки [2]. По мнению Е. Бородиной, «человеческий капитал» не собственно живые люди и не знания сами по себе, а «совокупность проинвестированных, общественно целесообразных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, неотделимы от него и используются практически в повседневной жизни» [3].
1. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренков. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб.: Наука, 1999. С. 21.
2. Гришнова Е.Е. Человеческий капитал. Киев: Знание, 2001. С. 245.
3. Бородина Е. Человеческий капитал как основной источник экономического роста // Экономика Украины. 2003. № 7. С. 51.
4. Чичилимов В.В. Живой капитал России. М.: Логос, 2011.
5. Капелюшников Р.И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010.
6. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2009.
7. Человеческий капитал / Сост. и науч. ред. И.В. Соболева. М.: Институт экономики РАН, 2009.
8. Шишкин А.Н. Человеческий фактор в системе развития инновационных технологий // Современные государственные проблемы социально-экономического развития: материалы международной научно-практической конференции в 2 частях. Ч. 2 / Отв. ред. А.Н. Плотников. Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2013. С. 166-170.