ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены современные тенденции и особенности процессов цифровизации в российской экономике. Данные процессы анализируются и как общемировой тренд развития, и с учетом особенностей отечественной экономики. Одним из актуальных современных мировых трендов является активное развитие экономики знаний, сопровождающееся внедрением в различные сферы деятельности цифровых технологий. Результатом проведенного анализа явилось формулирование наметившейся негативной тенденции наличия неравных возможностей беспрепятственного доступа к цифровым ресурсам и их применения в различных сферах деятельности у населения, проживающего в различных регионах Российской Федерации. Основной причиной, объясняющей данную тенденцию, является наличие существенных различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. Устранение негативных последствий данной тенденции станет возможным только при выравнивании материальных возможностей жителей в разных регионах страны.

Ключевые слова:
ERP и CRM-системы, IT-сотрудники, национальный проект, уровень автоматизации, цифровые технологии, цифровая трансформация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Современные тенденции развития мировой экономики

Активное развитие экономики знаний, сопровождающееся внедрением в различные сферы деятельности информационно-коммуникационных (цифровых) технологий (далее - ИКТ), являются актуальными современными трендами мирового развития. Следствием такого процесса развития считается неизбежная трансформации всех секторов национальных экономик [1; 3].

Анализируя данную тенденцию в разрезе отдельных стран, эксперты Международной федерации робототехники высказывают мнение, что лидером мирового рейтинга автоматизации и роботизации является Япония. В этой стране в процессе эксплуатации уже сегодня задействовано свыше 540 тысяч роботов. Для сравнения: в странах Евросоюза насчитывается 380 тысяч роботов. Россия в процессах роботизации заметно уступает лидерам: у нас в различных сферах деятельности применяется около 5 тыс. роботов [2].

Актуальным проблемам роботизации посвящено совместное исследование, выполненное учеными Оксфордского университета (США) и Института Номура (Япония), результаты которого показывают, что роботы в ближайшие 20 лет могут заменить человека при выполнении более 40% видов работ, выполняемых им сегодня (235 из 601 вида работ). При этом с максимальными потерями от внедрения процессов автоматизации и роботизации столкнутся развивающиеся страны. По экспертным оценкам работу там могут потерять до 70% занятого населения [1]. Такое консолидированное мнение экспертного сообщества высказано в докладе ООН «Роботы и индустриализация в развивающихся странах». Считается, в развитых странах эти тенденции не настолько остры, т.к. в них процессы трансформации профессий начались давно и имеют более умеренный характер [4].

Для успешного выполнения национальных проектов «цифровизации» указом Президента РФ от 15 мая 2018 года было принято решение о создании в рамках реализации программы «Цифровая экономика» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, а также специального органа управления - Наблюдательного совета организации «Цифровая экономика».

Подводя итоги реализации данной национальной программы за последние три года, сотрудниками Аналитического центра при Правительстве РФ был однозначно отмечен существенный прогресс в области цифровой трансформации в стране. В частности, в этой сфере произошли следующие значительные изменения:

- во всех органах исполнительной власти федерального и регионального уровней назначены и утверждены руководители проектов по цифровой трансформации («Chief Digital Transformation Officer»);

- в практику работы ряда федеральных органов исполнительной власти начата реализация проектов внедрения систем искусственного интеллекта, целью которой является повышение качества и эффективности государственных услуг. Их практический перевод в цифровой формат позволит заметно снизить издержки сфере государственного управления;

- реализован на практике набор решений, обеспечивающих работу с госданными на единой правовой, методологической, управленческой и технологической основе. Инструментом такой цифровой трансформации государственного управления является платформа «НСУД»,

Государственные компании активно включились в процессы развития цифровизации. С начала 2020 года резко возросло количество госкомпаний, разрабатывающих и реализующих собственные цифровые стратегии. Они предусматривают автоматизацию бизнес-процессов, управление с использованием систем Big Data, учёт клиентского опыта менеджмента, управление ценностью производимой продукции и услуг. В целом по всем отраслям средний уровень цифровизации бизнес-процессов превышает 55% [9].

Министерством цифрового развития разработаны и опубликованы методические рекомендации по процедурам реализации проектов цифровой трансформации госкомпаний. Они учитывают типовую структуру стратегии и систему основных показателей оценки эффективности.

Помимо непосредственно IT-сектора экономики, к числу признанных лидеров цифровой трансформации следует отнести финансовые организации, включая учреждения банковской сферы. Значительные успехи отмечены в нефтегазовой отрасли, в жилищно-коммунальной сфере и в страховых компаниях [7].

Отмечен также бурный рост применения интеллектуальных чат-ботов и специальных голосовых помощников. Активно реализуется переход от применения простых моделей к более сложным, к комплексным решениям и сетям интеллектуальных объектов. Реализуются пилотные проекты по внедрению Cloud-Native инфраструктур, внедряются гиперконвергентные инфраструктуры.

 

 

Особенности цифровизации российской экономики

 

В 2021 г. мировой рынок ИТ вырос на 9,5% - до 4,26 трлн. долларов, а в 2022 году ожидается увеличение еще на 4%. Российский рынок показал рост на 21% - до 31,2 млрд. долларов в 2021 году. Начиная с 2002 года в России наблюдается положительная динамика развития сферы ИТ-услуг (рисунок 1). Совокупная выручка ТОП-100 крупнейших ИТ-компаний в 2020 году достигла своего максимума, незначительно уменьшившись в 2021 году [8].

Рисунок 1. Совокупная выручка ТОП-100 российских IT-компаний

Источник: разработано авторами

 

Предварительные прогнозы развития отечественного IT-рынка на 2022 год были негативными на фоне международных санкций. Однако, выручка ведущих IT-компаний только за первое полугодие выросла почти на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В 2023 году аналитики также обещают рост объёмов рынка IT-услуг [8; 10]. Главные тенденции на настоящий момент - импортозамещение, миграция с иностранных облачных сервисов на российские и развитие параллельного импорта. Рынок ждет реструктуризация, в том числе за счет консолидации поставщиков, M&A-сделок и создания стратегических альянсов.

Эксперты НИУ ВШЭ придерживаются мнения, что в России предполагается устойчивая тенденция роста ВВП страны за счёт вклада процессов цифровизации (таблица 1).

 

 

Таблица 1

Динамика прироста ВВП России за счёт процессов цифровизации

Период

Суммарный годовой

прирост, %

В том числе, за счёт:

 

Индустрии

информации

IT-секторов

Прочих

факторов

2017

1,5

0,1

1,0

0,4

2018

3,3

0,2

2,2

0,9

2019

4,6

0,3

3,0

1,3

2020

6,6

0,4

4,3

1,9

2021

9,7

0,6

5,6

3,5

2022

12,9

0,8

6,9

5,2

2023

16,1

1,0

8,3

6,8

2024

19,4

1,2

9,7

8,5

2025

22,6

1,3

11,1

10,2

2026

25,9

1,5

12,5

11,9

2027

29,2

1,7

13,9

13,6

2028

32,4

1,9

15,3

15,2

2029 

35,4

2,1

16,6

16,7

2030 

38,5

2,3

18,4

17,8

           

Источник: разработано на основе данных исследования НИУ ВШЭ [12]

 

Существенное влияние процессы «цифровизации» оказывают на структуру национальных отраслевых рынков, исторически складывавшуюся в течение многих десятилетий. Активное внедрение в практику управления бизнес-процессами современных ИКТ во многом определяет не только уровень конкурентоспособности отечественных компаний, но и возможные направления их дальнейшего развития [5; 6].

За 2021 год общий вклад сетевых информационных технологий (экономика РУНЕТа) в российскую экономику оценивается аналитиками в 9,5 трлн. рублей (прирост к 2020 году составляет 42%). Ключевыми структурными составляющими данного сектора экономики являются: электронная коммерция (доход – 8 652,4 млрд. руб.), маркетинг и реклама (432,5 млрд. руб.), инфраструктура и связь (204,3 млрд. руб.), цифровой контент (153,4 млрд. руб.). В таблице 2 представлена динамика роста «экономики РУНЕТа».

Таблица 2

 Суммарный вклад компаний «цифрового контура» в экономику России, млрд. руб.

Показатель

Период

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Выручка

554

563

706

1094

1355

1706

2110

2398

4699

6632

9442

Прирост, %

-

2

25

55

24

26

24

14

96

41

42

Источник: разработано на основе данных РАЭК [13]

 

Немаловажным фактором развития данного сектора экономики является возможность доступа населения страны к Интернет-ресурсам. По оценкам экспертов пользователями Интернета в нашей стране являются 97,5 млн. человек (79,9% населения страны), из них, используют мобильный интернет 90.2 млн. человек (73,8%). Результаты опросов показывают, что в России каждый день Интернет-ресурсами пользуются 94 млн. человек [13].

В таблицах 3 и 4 представлены данные о возможностях доступа населения регионов страны к Интернет-ресурсам (число абонентов на 100 человек населения).

Представленные данные отражают положительную динамику анализируемого показателя, которая позволяет утверждать, что на территории России наблюдается неуклонный рост числа жителей, имеющих возможность широкополосного мобильного доступа к сети Интернет. Безусловно, динамика различается по округам. В числе лидеров, демонстрирующих опережающее развитие, следует отметить три федеральных округа: Уральский, Северо-Западный и Центральный.

Таблица 3

Доступность для населения Российской Федерации

мобильного широкополосного Интернета

Федеральный округ

Период

 

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

Северо-Западный

122,7

110,8

106.5

93.1

87.0

72.7

71.8

 

Центральный

120,2

110,7

109.5

97.4

92.1

83.0

79.2

 

Уральский

108,4

100,9

98.2

85.4

75

53.2

53.5

 

Дальневосточный

104,2

98,7

95.0

86.7

81.6

73.6

74.7

 

Сибирский

103,6

96,6

93.0

82.9

74.6

67.8

66.6

 

Приволжский

103,2

96,1

91.0

81.1

74.1

68.9

62.2

 

Южный

97,9

90,0

84.7

77.5

72.4

65.0

61.9

 

Северо-Кавказский

73,4

70,8

70.3

67.9

65.7

64.3

61.9

 

Российская Федерация

107,5

99,6

96.4

86.2

79.9

71.1

68.1

 

Источник: разработано на основе официальных данных Росстата

 

Активная динамика развития такого инструмента, как мобильный широкополосный доступ в Интернет, обеспечивающий общение жителей страны в режиме online, вполне объяснима. Основной причиной является широкое распространение доступных населению по стоимости современных моделей различных мобильных устройств (смартфонов, планшетов и т.д.). Немаловажным фактором представляется и установление компаниями, предоставляющими услуги интернет-связи, доступных тарифных планов для большинства населения страны.

Таблица № 4

Доступность фиксированного широкополосного Интернета

для населения Российской Федерации (% от численности)

Федеральный округ

Период

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

 Центральный

28,9

27,9

26.8

26.0

24.6

21.1

20,.5

 Уральский

26,7

25,6

25.3

24.6

24.3

21.4

21,8

 Северо-Западный

24,9

24,8

24.2

23.9

24.8

22.8

22,3

 Приволжский

23,5

22,7

22.0

22.0

21.8

20.0

19,5

 Сибирский

22,0

21,4

20.9

20.3

19.4

18.2

17,8

 Южный

20,3

19,8

18.4

17.7

16.7

13.6

13,8

 Дальневосточный

19,0

19,0

18.5

17.5

17.2

15.5

14,7

 Северо-Кавказский

10,8

10,2

9.2

8.6

8.4

6.4

6,4

 Российская Федерация

23,7

23,0

22.2

21.7

21.0

18.6

18,3

Источник: разработано авторами на основе официальных данных Росстата

 

Как и по показателю использования мобильного Интернета, анализ данных о широкополосном Интернете также показывает положительную динамику, что подтверждает тенденцию равномерного и поступательного роста числа его абонентов во всех регионах России. Регионом-лидером по динамике роста данного показателя является Центральный федеральный округ.

Анализируя причины относительно невысокого количества абонентов сети Интернет, имеющих широкополосный доступ к услугам сети в России (по итогам 2021 года – 23,7%), эксперты объясняют это именно «цифровым неравенством» регионов. В основном оно вызвано техническими причинами: разные возможности подключения к сети, в том числе, к оптоволоконным магистралям и неравномерный уровень сигнала (покрытие) на территории страны. Помимо технических, следует отметить и экономические факторы: высокие затраты на подключение к сетевым ресурсам в регионах и высокая стоимость Интернет-услуг.

Обобщая данные по анализу применения населением страны широкополосного доступа в Интернет, можно выделить следующие направления:

- интернет-торговля и широкий спектр сферы услуг: туризм, заказ такси, доставка еды, индустрия развлечений и прочее;

- доступность мессенджеров и социальных сетей;

- возможность дистанционного получения государственных услуг;

- широкий спектр геолокационных сервисов;

- активный доступ к электронным СМИ и различным новостным агрегаторам;

- доступность популярных справочных, образовательных порталов и ресурсов;

- возможность дистанционного использования банковских услуг.

Наличие неравных возможностей у населения регионов беспрепятственного доступа к цифровым ресурсам и их применения в различных сферах деятельности могут быть обусловлены рядом причин. В большинстве своём они объясняются существенными различиями в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. Вследствие этого, появляется разница в материальных возможностях жителей, проживающих в конкретном регионе. Таким образом, основополагающим фактором цифрового неравенства населения страны является именно экономическое неравенство. Разные финансовые возможности людей определяют и разные возможности не только их доступа, но также и активного повседневного использования современных средств и инструментов ИКТ.

Даже с учётом положительной динамики развития ИКТ-сектора российской экономики, многие отечественные предприятия и организации уступают по уровню «цифровизации» бизнес-процессов своим конкурентам во многих развитых странах. Это подтверждают результаты анализа активности применения современных IT-инструментов организациями России и некоторых стран Евросоюза (таблица 5).

При этом, компании-цифровые лидеры в таких отраслях как телекоммуникация, оптовая и розничная торговля, туристические услуги, пассажирские и грузовые перевозки в транспортно-логистической системе РФ уже сегодня наглядно показывают, как изменяются устоявшиеся представления об их сферах деятельности.

Таблица 5

Показатели применения цифровых технологий в организациях по странам

(в процентах от общего числа организаций)

Страна

Технологии искусственного интеллекта

Интернет вещей

Облачные сервисы

Анализ

больших данных

Великобритания

4

-

53

25

Германия

7

-

33

17

Дания

11

24

67

23

Ирландия

23

-

51

22

Италия

8

23

59

7

Россия

5

13

26

9

Финляндия

12

40

75

19

Франция

6

10

27

20

Чехия

6

44

29

9

Швеция

9

20

70

13

Эстония

6

16

56

8

Источник: разработано авторами аналитиками НИУ ВШЭ [11]

 

Многие эксперты НИУ ВШЭ высказывают мнение, что при сохранении благоприятных макроэкономических условий активное внедрение в экономику инструментов цифровизации обеспечит отраслям промышленности и сфере услуг существенное повышение так называемой «факторной производительности». В таблице 6 представлены среднегодовые данные за период 2019-2030 гг., отражающие влияние процессов цифровизации на различные сектора экономики страны.

Таблица 6

Вклад отдельных факторов в добавленную стоимость секторов экономики РФ

Сектор экономики

Суммарный вклад, %

В том числе: доли вклада отдельных факторов

труда

производительности (СФП)

капитала

Финансовая сфера

3,05

0,93

0,92

1,20

Транспорт и логистика

3,04

0,55

1,29

1,20

Строительная отрасль

2,88

0,88

0,98

1,02

Образовательная сфера

2,77

0,57

1,00

1,20

Химическая промышленность

2,61

-0,43

1,64

1,40

Машиностроение

2,54

-0,46

1,52

1,48

Прочие услуги

1,96

0,24

0,93

0,79

Сфера здравоохранения

1,64

0,25

0,81

0,58

Легкая промышленность

1,33

-0,65

1,02

0,96

Электроэнергетика

1,19

0,04

0,32

0,83

Сфера торговли

1,00

0,04

0,60

0,36

Агропромышленный комплекс

0,91

-0,56

0,78

0,69

Государственное управление

0,42

-0,40

0,58

0,24

Лесопромышленный комплекс

-0,08

-0,53

0,31

0,14

Металлургическая промышленность

-0,20

-0,55

0,25

0,10

Добывающая промышленность

-0,34

-0,46

0,08

0,04

Источник: разработано на основе данных исследования НИУ ВШЭ [12]

 

Цифровизация различных отраслей экономики заметно изменяет спрос на отдельные факторы производства. Поэтому внедрение современных ИКТ и взаимосвязанных с ними новых бизнес-моделей приводит к трансформации, как отдельных секторов, так и всей структуры экономики, усиливая при этом межотраслевое взаимодействие.

Максимальный экономический эффект от процессов внедрения и комплексного практического применения цифровых инструментов и технологий можно ожидать, прежде всего, в наукоёмких секторах экономики и высокотехнологичных отраслях промышленности. Именно эти сферы деятельности могут и должны развиваться опережающими темпами. Кроме указанных направлений развития цифровизация может быть эффективной и в сфере услуг.

Ключевыми направлениями внедрения российскими компаниями в повседневную практику современных ИКТ являются:

- внедрение в практику управления компанией современных корпоративных ERP и CRM-систем;

- реализация схемы информационного обмена и коммуникаций в рамках корпоративной информационной системы для информационного сопровождения внутренних и внешних бизнес-процессов компании;

- разработка и внедрение подсистем информационного сопровождения процессов отбора и расстановки кадров на вакантные должности в компании;

- организация получения доступа к массивам нормативно-справочной информации (далее – НСИ), включая правовую информацию;

- организация систем сбора, хранения, архивации и обработка внутренней оперативной информации и массивов НСИ;

- разработка и внедрение в практику схем взаимообмена с органами власти различных уровней (государственного, регионального и муниципального) информацией, включая статистическую отчетность;

- построение систем доступа и оказание в дистанционном режиме набора финансовых услуг (включая банковские);

- использование в практике информационного обмена услуг электронной почты.

Очевидно, что повсеместное внедрение современных ИКТ требует существенного роста инвестиций. Прежде всего, это неизбежно связано с реализацией комплексной программы кардинальной модернизации инфраструктуры регионов и различных отраслей экономики.

Россия – огромная страна с большой территорией и развитой региональной структурой. Вполне естественно, что природные и национальные особенности каждого региона влияют на возможности его дальнейшего развития.

В таблицах 7 и 8 представлены данные за период с 2015 по 2020 год, характеризующие динамику внедрения современных информационных систем управления бизнес-процессами предприятий (организаций) страны в разрезе федеральных округов (в процентах от числа обследованных организаций). Как показывает анализ, до начала пандемии COVID-19 наблюдалась устойчивая тенденция роста. В 2020 году наблюдалась отрицательная динамика, а в 2021 году данный показатель остался практически на уровне предыдущего года.

Таблица 7

Динамика внедрения российскими организациями ERP-систем

Регион

Период

2020

2019

2018

2017

2016

2015

Российская Федерация

11.5

14.8

13.8

12.2

10.7

9.3

Центральный

15.0

17.5

16.6

15.4

13.1

112

Северо-Западный

13.8

15,6

14.4

13.2

13.6

10.5

Южный

10.4

13.0

11.4

10.3

8.4

7.2

Северо-Кавказский

9.2

7.2

6.2

5.8

5.7

6.0

Приволжский

13.3

15.6

14.6

12.6

10.5

9.0

Уральский

14.4

17.3

16.7

14,5

13.0

11.8

Сибирский

10.7

13.0

12.2

9.9

8.7

8.3

Дальневосточный

8.4

10.2

8.7

7.7

6.8

6.0

Источник: разработано авторами на основе официальных данных Росстата

 

Таблица 8

Динамика внедрения российскими организациями CRM-систем

Федеральный округ

Период

2020

2019

2018

2017

2016

2015

Российская Федерация

10,8

13.9

13.2

10.3

9.4

9.9

Центральный

14,5

16.9

16.5

11.8

11.4

12.4

Северо-Западный

13,0

14,6

13.6

11.0

9.9

10.6

Южный

9,8

12.7

11.8

9.2

7.9

8.0

Северо-Кавказский

7,1

7.1

6.9

6.0

5.8

7.9

Приволжский

12,0

14.3

13.4

10.6

9.3

9.1

Уральский

12,6

14.2

14.3

11,5

10.3

11.0

Сибирский

10,4

12.3

11.4

9.7

8.8

8.8

Дальневосточный

8,7

10.1

9.0

7.7

7.1

7.7

Источник: разработано авторами на основе официальных данных Росстата

Представленный статистический материал является исходными данными для выполнения анализа с целью нахождения так называемого «цифрового разрыва». Данное понятие отражает наличие неравенства в части беспрепятственного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, существующего между территориальными субъектами РФ.

Знание о наличии или отсутствии такого цифрового разрыва очень важно при формировании программ развития субъектов Российской Федерации. Наличие разрыва обычно становится причиной усиления или ослабления финансово-экономического позиционирования конкретного региона. В конечном счёте, это приводит к появлению или отсутствию потенциальных возможностей для сближения как экономического, так и социального-культурного уровней различных слоев населения в конкретном субъекте РФ, что является основой социально-экономической стабильности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комплексный анализ уровня внедрения и основных направлений использования отечественными компаниями современных ИКТ в России в региональном разрезе показал, что не во всех субъектах РФ и не всеми предприятиями и организациями полномасштабно используются возможности цифровых сервисов и платформ. В качестве основных причин, по которым ТОП-менеджмент компаний и руководство субъектов РФ отказываются от приобретения, разработки, внедрения и дальнейшей эксплуатации ERP и CRM-систем, и сетевой инфраструктуры, высказывают следующее:

- необходимость привлечения и вложения значительных объемов дополнительных инвестиций для выполнения работ по проектированию, внедрению и промышленной эксплуатации КИС;

- отсутствие набора типовых проектных решений (в том числе, отраслевых), не требующих при их использовании в ходе проектирования КИС внесения дополнений и существенных изменений;

- дефицит на рынке труда IT-специалистов, способных помочь ТОП-менеджменту компании в обосновании выбора подходящей для неё информационной системы или обеспечить разработку собственной КИС, в наибольшей степени, удовлетворяющей организацию с учётом её информационных и организационных потребностей, особенностей бизнес-процессов, финансовых и технических возможностей;

- экономические риски, связанные с возможностью получения существенного экономического ущерба в случае непрофессионального проектирования, внедрения или эксплуатации КИС.

Отмеченные тенденции развития мировой экономики требуют объективной оценки влияния ключевых факторов процессов цифровизации на структуру и состояние мирового и российского рынков труда. В числе этих факторов: постоянно растущий уровень автоматизации и роботизации производственных процессов; применение эффективных ИКТ для управления бизнес-процессами предприятий и организаций; активное применение автоматизированных и роботизированных технологий в сфере услуг.

 

 

Список литературы

1. Автоматизация и рынок труда. Правда ли, что роботы отберут нашу работу? [Электронный ресурс] / Компания «Awara». - Электрон. текстовые дан. - Москва : [б.и.], 2017. - Режим доступа: https://www.awaragroup.com/ru/blog/impact-of-robotization-on-labor-market/, свободный (дата обращения: 09.09.2022)

2. Исследование «Быть гибким - значит быть устойчивым (2019 Global CEO Outlook)» // KPMG International URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/ 2019/07/kpmg-global-ceo-outlook-2019.html (дата обращения: 09.09.2022).

3. Как изменится рынок труда к 2030 году? [Электронный ресурс]. - URL: http://informatikum.ru/blog/professii-budushchego-kak-izmenitsya-rynok-truda-k-2030-godu/ (дата обращения: 09.09.2022).

4. Свистунов В.М., Кузина Г.П., Лобачев В.В. Уровень доверия в организации как фактор повышения эффективности внедрения новых технологий менеджмента // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2019. - № 3 (42). - С. 5-14.

5. Свистунов В.М., Лобачев В.В. Четыре вопроса о цифровой экономике // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2019. - № 1 (40). - С. 5-14.

6. Свистунов В.М., Лобачев В.В., Антонов В.Г., Аникин Б.А., Траченко М.Б. Оценка развития цифровой экономики в регионах Российской Федерации. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9. - № 11-1. - С. 32-41.

7. Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bcg.com/ru-ru/default.aspx / (дата обращения: 09.09.2022).

8. Рынок ИТ: итоги 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_it_itogi_2021 (дата обращения: 09.09.2022).

9. Центр НТР выявил основные отрасли, где внедрение цифровых технологий приведет к наибольшему сокращению рабочих мест [Электронный ресурс]. - URL: https://onf.ru/2017/06/19/centr-ntr-vyyavil-osnovnye-otrasli-gde-vnedrenie-cifrovyh-tehnologiy-privedet-k / (дата обращения: 09.09.2022).

10. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 09.09.2022).

11. Цифровая экономика: 2022. Краткий статистический сборник. - Москва : НИУ ВШЭ, 2022. - 124 с.

12. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение // Материалы XX Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества - Москва : НИУ ВШЭ, 2019 - 78 с.

13. Экономика Рунета 21/22. Измерение объёмов экосистемы цифровой экономики России [Электронный ресурс]. - URL: https://raec.ru/upload/files/runet-economy-21-22.pdf (дата обращения: 09.09.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?