Калуга, Калужская область, Россия
Россия
Статья посвящена изучению педагогических возможностей дополнительного образования в создании условий для формирования социальной компетентности обучающихся и разносторонней самореализации подрастающего поколения. Решение задач, связанных с воспитанием ответственных, активных и компетентных граждан, определяет сегодня приоритетные линии развития образовательной политики в Российской Федерации. В статье отражены результаты проведенного теоретического анализа современной педагогической литературы по вопросам определения возможностей дополнительного образования в решении обозначенных актуальных задач и раскрытия педагогического потенциала данного вида образования в воспитании подрастающего поколения. Предложенные материалы могут быть использованы в процессе обучения студентов по направлениям подготовки: «Организация работы с молодежью», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», уровни высшего образования – бакалавриат, магистратура в процессе освоения студентами дисциплин, основанных на изучении предметной области, связанной с дополнительным образованием.
дополнительное образование, самореализация, социальная компетентность
1. Байбородова Л. В. Формирование субъектной позиции ребенка в условиях дополнительного образования. // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т.2. 33(4). С.14-19.
2. Голованов В. П. Современное дополнительное образование - пространство счастливого и успешного детства // Педагогическое искусство. 2021. №2.-С.83-89.
3. Гончаров С.З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение // Образование и наука. 2004. №2(26). С.3-18.
4. Гущина Т. Н. Роль образовательной среды в развитии субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей: опыт // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. №3. С.86-90.
5. Демакова И. Д. Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом»: воспитательные результаты (1993-2016) // Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака / под ред. Р. А. Валеевой. Казань: Изд-во «Отечество», 2016. 220 с.
6. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. , Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2004. 349с.
7. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей России в XXI веке : методическое пособие. Прага-Ярославль: EAICY-ЯГПУ, 2013. 140с.
8. Золотарёва А.В. Принципы организации дополнительного образования в России // Ярославский педагогический вестник. 2013. №1. Том 2. С.194-199.
9. Иванова И.В., Макарова В.А. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №8 (161). С.14-20.
10. Иванова И.В., Макарова В.А. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. №1 (166). С.33-37.
11. Калинина Н. В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2006. 42 с.
12. Паспорт национального проекта «Успех каждого ребенка» : Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/pasport_federalnogo_proekta_uspeh_kazhdogo_rebenka/(дата обращения: 07.08.2022).
13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 02.08.2022).
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / утв. 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.08..2022).
15. Фрейджер Р. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. М.: Прайм-Еврознак, 2008. 704 с.