В статье проведен анализ выхода из строя роликовых подшипников, приведена схема заземления высоковольтных цепей электровоза, также описано как изменяются основные параметры смазки в подшипнике при протекании через него электрического тока.
электровоз, колесно-моторный блок, подшипники, электроэрозия.
УДК 629.4.023: 621.822.614
Причины выхода из строя роликовых подшипников
электровозов
Cause failure of the roller bearing electrical locomotive
Мишин Я.А., аспирант
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения»
Россия, Екатеринбург
DOI: 10.12737/10633
Аннотация: В статье проведен анализ выхода из строя роликовых подшипников, приведена схема заземления высоковольтных цепей электровоза, также описано как изменяются основные параметры смазки в подшипнике при протекании через него электрического тока.
Summary:The article analyzes the failure of roller bearings, is a diagram of the ground high voltage electric, also described as changing the basic parameters of the lubricant in the bearing during the flow of electric current through it.
Ключевые слова: электровоз, колесно-моторный блок, подшипники, электроэрозия.
Keywords:electric locomotive, wheel-motor block, bearings, electroerosion.
Преждевременный выход из строя подшипников приводит к заклиниванию колесно-моторного блока, излому зубьев зубчатой передачи, постановки ползунов на поверхности катания бандажей колесных пар, задержке поездов и нарушению безопасности движения.
Роликовые подшипники колесно-моторного блока электровозов работают в тяжелых условиях, так как помимо воздействия радиальных и осевых нагрузок, подвергаются различным видам износа – абразивному (из-за недостаточного количества смазки в узле) или коррозионному (при попадании воды в корпус подшипника). Другим негативным фактором, существенно влияющим на долговечность работы подшипника, является электрическая эрозия металла [1].
На первых электровозах постоянного тока ВЛ19 и ВЛ22 электрическая цепь заземлялась на кузов локомотива и тяговый ток проходил в землю одновременно по нескольким параллельным цепям через буксовые, моторно-осевые и моторно-якорные подшипники.
1. Буйносов А.П., Мишин Я.А. Анализ надежности узлов электровозов ВЛ11 на основе принципа Парето и диаграммы Исикавы // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2013. № 1. С. 317-320.
2. Буйносов А.П., Стаценко К.А., Бган Е.В., Гузенкова Е.А., Мишин Я.А. Повышение надежности роликовых подшипников тяговых двигателей электровозов постоянного тока // Научно-технический вестник Поволжья. 2013. № 1. С. 117-120.
3. Буйносов А.П., Стаценко К.А., Бган Е.В., Мишин Я.А. Разработка способа предупреждения монтажных задиров якорных подшипников тяговых электродвигателей электровозов // Научно-технический вестник Поволжья. 2013. № 1. С. 121-124.
4. Буйносов А.П., Мишин Я.А. Анализ использования вибродиагностического комплекса ОМСД-02 в ремонтном локомотивном депо // Научно-технический вестник Поволжья. 2013. № 5. С. 126-129.
5. Буйносов А.П., Стаценко К.А., Бган Е.В., Мишин Я.А. Исследование причин повреждения подшипников тяговых двигателей электровозов // Научно-технический вестник Поволжья. 2013. № 1. С. 113-116.
6. Хольм Р. Электрические контакты. М., Издательство иностранной литературы, 1961, 464 с.
7. T Zika, I.C. Gebeshuber, F. Buschbeck, G. Preisinger. M. Groschl Surface analysis on rolling bearing after exposure to defined electric stress // Proc. IMechE Vol. 223 Part J: J. Engineering Tribology, 2009, 787-797.