Пятигорск, Россия
В данной научной статье представлен анализ функционирования современных зарубежных спортивных средств массовой информации в коммуникативной плоскости на основе установления основных принципов, методов, подходов в работе. Деятельность автора по наблюдению, интервьюированию, экспериментальной практике была проведена во время Олимпиады-2014 в г. Сочи. Раскрывается общая методология трансляции, освещения, восприятия спортивных мероприятий. Уточняется профессиональный рейтинг спортивных приоритетов. Тематическую реализацию получают понятия информационно-коммуникативной привлекательности, коммуникативно- аудиторного фактора. Обозначается специфика информационных каналов как источников сообщений на спортивную тематику через вербальный и невербальный векторы речевого воплощения. Таксономизации подвергаются коммуникативный и метакоммуникативный аспекты профессионального уровня спортивного журналиста. Проясняется роль спортивных средств массовой информации на основе использования современных массмедийных технологий.
спортивные средства массовой информации, массмедийные технологии, методология трансляции, освещения, восприятия, рейтинг профессиональных приоритетов, векторы речевого воплощения спортивного вещания.
В данной научной статье представлен анализ принципов, методов и взглядов на работу зарубежных спортивных журналистов с коммуникативной точки зрения. Опыт сотрудничества с представителями таких СМИ, как «Нью-Йорк таймс», «Рейтер», «Ю-эсэй Тудей», «Ассошиэйтед Пресс» и других предоставил уникальную возможность рассмотреть коммуникативные нюансы внутрикорпоративного сотрудничества.
Необходимо отметить, что спорт в странах Западной Европы и США воспринимается как игровая индустрия. Правила и общая методология, которые используются при трансляции, ретрансляции и в целом освещении спортивных мероприятий подчинены законам игровой индустрии и популярно-массового развлечения.
В этой связи в зарубежной журналистике существует негласный термин, не отраженный в словарях, который обозначается как «киберспорт». При этом киберспорт – это маленький сегмент игровой индустрии, который смог расцвести в последние годы. Сама игровая индустрия огромна – около 8 трлн фунтов стерлингов.
Несмотря на отсутствие данного термина в англоязычных словарях, спортивные журналисты пользуются им постоянно. Уточнение смысла понятия позволило понять, что в его основе отражена идея спорта как одного из видов игры.
Если спорт воспринимается в обычном смысле, то все должно сводиться к качеству соревновательного процесса и подогревающей его напряженности. Но при освещении киберспорта профессионализм – не самое главное. В силу вступают законы презентабельности, приверженности, самопродажи. Другими словами, методы коммерциализации играют доминирующую роль в коммуникативных отношениях.
Погружаясь в историю, можно сказать, что отсчет истории так называемого киберспорта стоит вести от турнира Red Annihilation в 1997 г., где впервые был объявлен крупный приз, а именно: победитель получил «Феррари». Это событие стало искрой, которая вылилась в миллионы долларов призовых. Соревновательная сторона игр стала перерастать в финансовую состязательность. В результате киберспортивая арена стала основой для информационных сайтов.
1. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 2008.
2. Patterson T.E. Out of order. New York, 2004.
3. Van Dijk T.A. Critical news analysis // Critical Studies. 2012. Vol. 1. № 1. P. 117-129.