Москва, г. Москва и Московская область, Россия
с 01.01.2019 по настоящее время
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
В статье реализован анализ концепции социального государства. Представляются ключевые причины, предпосылки и последствия перехода от традиционной модели реализации государственной социальной политики к современной и инновационной, характеризующейся важностью рассмотрения вопросов доступности и поощрения не безработных и маргинализированных, а трудоустроенных и ответственных за свое будущее граждан.
всеобщее благосостояние, социальное государство, государственная поддержка, государство труда, льготы и пособия
Концепция социального государства (КСГ) за всю историю своего существования и развития подвергалась неоднократным процессам трансформации, а также существенного преобразования своих принципов и моделей. Как и любое государственно-правовое явление, КСГ в различные периоды истории приобретает и утрачивает ряд компонентов и черт. Такие изменения вызваны в первую очередь сменой этапов и условий развития организации социума и форм государственного управления [1].
Нынешняя современная КСГ существенно отличается от прежних в первую очередь тем, что характеризуется совершенно новыми, недавно приобретенными установками, ранее неизвестными обществу. В настоящее время изменились критерии, которые определяют методики функционирования социального государства. Ранее большое количество зарубежных цивилизованных стран, практикующих политику социального государства, занимались постановкой и достижением целей обеспечения благосостояния различных слоев и групп общества. Такого рода задачи включали важность предоставления гражданам материально-социальных и социально-духовных благ. Однако сегодня обозначаются иные сферы и векторы развития КСГ: вместо интенсивного и частого акцента на обеспечении через патронаж государства большой степени свободы граждан, значительное внимание начинает уделяться скорости и степени предоставления людям хороших условий труда, достойной заработной платы, трудовых льгот. Такие критерии являются сегодня ключевыми при определении уровня «социальности» государства [2], а предпосылки их возникновения и характерные преимущества требуют более детального рассмотрения, что и реализовано в настоящей работе.
Исследователи подчеркивают, что современные государства, придерживающиеся и заинтересованные в прежних КСГ, в нынешних условиях капитализма сталкиваются с огромным числом проблем при реализации политической деятельности в направлении повышения масштабов, увеличения участников и совершенствования форм социальной защиты. Такое положение дел обусловлено значительными финансовыми расходами на поддержание стратегий социализации секторов государства. Некоторые ученые отмечают, что развитие традиционных КСГ сопровождается тем, что у граждан многих стран на психологическом уровне формируется потребность в иждивенчестве и подавляются творческие начала [3, 4].
Наблюдавшиеся многие годы тенденции в сфере реализации КСГ негативно сказывались на развитии предпринимательства по причине фундаментальных принципов, заложенных в ней. Действительно, перераспределение доходов населения стран снижает заинтересованность представителей малого и среднего бизнеса заниматься его масштабированием и улучшать качество труда [5].
Предлагающиеся в рамках стандартных КСГ стратегии создают предпосылки снижения показателей созидательно-производственного потенциала всех без исключения слоев общества, что в конечном итоге может привести к ухудшению экономическо-хозяйственного развития страны и подорвать основные источники благополучия государства, включая социально-правовую сферу. Многие специалисты в области юриспруденции, государственного управления и предпринимательства твердо убеждены в отрицательном воздействии существующих десятилетиями КСГ на многие сферы жизнедеятельности граждан и на организацию государственных функций в современных развитых и развивающихся странах [6].
Предыдущие и многие существующие сегодня КСГ способствуют маргинализации многих слоев общества, поощряя безделье и перекладывание ответственности за собственное будущее граждан. Целые поколения в государствах с преобладанием традиционной социальной политики выросли в условиях доступности получения различных пособий и поощрения безработицы. Такие ценности распространились и на трудящееся население, которое в нынешнее время в странах с большой степенью присутствия распространившихся в 70-х годах двадцатого века КСГ все неохотнее желает заниматься профессиональной деятельностью и строить карьеру. Исследователи выявили, что действующие в определенные периоды истории принципы социального государства, а также концепций государства всеобщего благосостояния, спровоцировали повышение случаев разводов, которые во многих странах способствовали и по сей день способствуют получению государственной финансовой поддержки [7].
Сбои в реализации КСГ начали наблюдаться еще несколько десятилетий назад в западных странах, что сегодня актуализирует вопросы создания новых концепций внутренней политики государств, направленной на увеличение трудоспособности их граждан. Такая модель получила название Work-farestate. Действительно, авторы исследований, посвященных изучению теории современной конституции и государственного права, сообщают, что в последние годы в сфере организации КСГ и реализации ее принципов наблюдаются существенные изменения. Специалисты в обозначенной проблемной области пришли к выводу, что чрезмерные количество и разновидности льгот, а также поручение государственному аппарату выполнения излишних обязанностей в социальной сфере ведут к отрицательным последствиям в виде утечки финансовых ресурсов из страны и снижения активности, конкурентоспособности на международной экономической арене. Такие тезисы о сокращении темпов развития государства и вызванные этим проблемы в социальной сфере неоднократно подтверждались в истории на практике. Именно в связи с этим в настоящее время большой распространенностью по всему миру характеризуется инновационная концепция Work-farestate, пришедшая на замену устаревающим КСГ. В рамках новой модели социального государства соответствующие блага напрямую зависят от степени проникновения в общество принципов всеобщей занятости в сфере труда. Иными словами, современное эффективное социальное государство – это работающее государство [8].
Обозначенные преобразования сопровождаются изменениями приоритетов в направлении социальной политики. Вместо пособий в новых КСГ практикуется поощрение труда, ответственности за себя, за собственное будущее и за жизнь своих близких. Обоснованность таких решений подкрепляется фактами и случаями возникновения негативных последствий масштабного государственного социального иждивенчества. Современные страны, желающее встать на путь новой социализации, теперь вынуждены руководствоваться иными принципами формирования КСГ, основанными на тезисах о том, что все граждане должны прилагать усилия для того, чтобы обеспечить себя. Данные усилия, согласно актуальным критериям КСГ, в обязательном порядке учитываются государством в пользу граждан [9].
Признаки современной КСГ сегодня можно проследить в конституциях некоторых зарубежных стран. Например, основной закон Швейцарии гласит, что все граждане этой страны участвуют в программах социальной защищенности, однако последние предполагают покрытие расходов населения в основном за счет доступного и достойного труда [10].
Здесь важно упомянуть, что трансформация моделей социального государства в сторону концепции Work-fare state никак не подразумевает снятие ответственности за оказание государственной социальной поддержки и реализацию государственного социального благополучия граждан. Сейчас наблюдаются исключительно изменения содержательной составляющей социальных стратегий и соответствующих правовых, политических решений, а сама обозначенная система как таковая остается на фундаментальном уровне прежней. В основном все происходящие в сфере КСГ изменения направлены на здоровое трудоспособное население – на то, чтобы эффективнее стимулировать последних заниматься профессиональной деятельностью, поддаваясь на возможности оставаться полноценными членами общества, имеющими существенную социальную и финансовую поддержку. Разумеется, современные модели социализации внутригосударственной политики, как и прежние КСГ, предполагают материальную и иную поддержку для тех групп граждан, которые в силу своего возраста или болезни не способны в полной мере осуществлять трудовую деятельность [7].
Таким образом, можно резюмировать, что КСГ может быть эффективной и в современных условиях, однако она требует внедрения и соблюдения соответствующих принципов осуществления следующих мероприятий:
– усиление роли и повышение значимости общественных структур в направлении реализации социальной деятельности;
– активизация работы государства по включению трудоспособного населения в процессы повышенияответственности за свое будущее и соответствующая социальная поддержка граждан на таком пути;
– продолжение государственной деятельности по социализации сфер, занимающихся вопросами нетрудоспособного населения;
– унификация КСГ и распространение современных тенденций социальной политики, которые не зависят от специфики государственного управления и особенностей функционирования тех или иных стран.
1. Тавокин Е.П. К вопросу о концепции социального государства // Социологические исследования. - 2015. - № 9. - С. 125-134.
2. Кайзер П.К. От социального обеспечения к оплате труда: политика Нидерландов в девяностые годы // Активизация безработных. - 2017. - С. 113-133.
3. Чернова Э.Р. Проблемы совершенствования социального государства // Актуальные проблемы взаимодействия государства и гражданского общества: философско-правовые и социально-политические аспекты. - 2021. - С. 208-211.
4. Родионова О.В. Проблемы развития теории и практики современного социального государства // Lex russica. - 2015. - № 1. - С. 28-40.
5. Лемешева И.В., Шаранда И.В. Актуальные проблемы социальной политики в России и за рубежом // Белгород (Россия). - 2018. - С. 210-216.
6. Бриггс А. Государство всеобщего благосостояния в исторической перспективе // - 2006. - Т. 2. - С. 16-29.
7. Бутаев Г.Р. Теоретико-правовые основы развития концепции социального государства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. - 2010. - № 4. - С. 59-61.
8. Тасдемир А. Понимание оплаты труда как стратегии быстрой неолиберализации политики // Текущие дебаты в социальных науках 2021. - С. 123-132.
9. Павленко Ю.Г. Социальное государство. В поисках механизмов возрождения // Вопросы теоретической экономики. - 2021. - № 2. - С. 35-44.
10. Боноли Г., Чемпион К. Федерализм и социальное обеспечение для работы в Швейцарии: разработка активной социальной политики в условиях фрагментированного государства всеобщего благосостояния // Публий: Журнал федерализма. - 2015. - Т. 45. - № 1. - С. 77-98.