Moscow, Moscow, Russian Federation
student from 01.01.2019 until now
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
The article implements an analysis of the concept of the welfare state. There are the key reasons, prerequisites and consequences of the transition from the traditional model of implementation of state social policy to modern and innovative, characterised by the importance of considering issues of accessibility and encouraging not unemployed and marginalised, but employed and responsible for their future citizens.
universal welfare, social state, state support, state of labour, benefits and benefits
Концепция социального государства (КСГ) за всю историю своего существования и развития подвергалась неоднократным процессам трансформации, а также существенного преобразования своих принципов и моделей. Как и любое государственно-правовое явление, КСГ в различные периоды истории приобретает и утрачивает ряд компонентов и черт. Такие изменения вызваны в первую очередь сменой этапов и условий развития организации социума и форм государственного управления [1].
Нынешняя современная КСГ существенно отличается от прежних в первую очередь тем, что характеризуется совершенно новыми, недавно приобретенными установками, ранее неизвестными обществу. В настоящее время изменились критерии, которые определяют методики функционирования социального государства. Ранее большое количество зарубежных цивилизованных стран, практикующих политику социального государства, занимались постановкой и достижением целей обеспечения благосостояния различных слоев и групп общества. Такого рода задачи включали важность предоставления гражданам материально-социальных и социально-духовных благ. Однако сегодня обозначаются иные сферы и векторы развития КСГ: вместо интенсивного и частого акцента на обеспечении через патронаж государства большой степени свободы граждан, значительное внимание начинает уделяться скорости и степени предоставления людям хороших условий труда, достойной заработной платы, трудовых льгот. Такие критерии являются сегодня ключевыми при определении уровня «социальности» государства [2], а предпосылки их возникновения и характерные преимущества требуют более детального рассмотрения, что и реализовано в настоящей работе.
Исследователи подчеркивают, что современные государства, придерживающиеся и заинтересованные в прежних КСГ, в нынешних условиях капитализма сталкиваются с огромным числом проблем при реализации политической деятельности в направлении повышения масштабов, увеличения участников и совершенствования форм социальной защиты. Такое положение дел обусловлено значительными финансовыми расходами на поддержание стратегий социализации секторов государства. Некоторые ученые отмечают, что развитие традиционных КСГ сопровождается тем, что у граждан многих стран на психологическом уровне формируется потребность в иждивенчестве и подавляются творческие начала [3, 4].
Наблюдавшиеся многие годы тенденции в сфере реализации КСГ негативно сказывались на развитии предпринимательства по причине фундаментальных принципов, заложенных в ней. Действительно, перераспределение доходов населения стран снижает заинтересованность представителей малого и среднего бизнеса заниматься его масштабированием и улучшать качество труда [5].
Предлагающиеся в рамках стандартных КСГ стратегии создают предпосылки снижения показателей созидательно-производственного потенциала всех без исключения слоев общества, что в конечном итоге может привести к ухудшению экономическо-хозяйственного развития страны и подорвать основные источники благополучия государства, включая социально-правовую сферу. Многие специалисты в области юриспруденции, государственного управления и предпринимательства твердо убеждены в отрицательном воздействии существующих десятилетиями КСГ на многие сферы жизнедеятельности граждан и на организацию государственных функций в современных развитых и развивающихся странах [6].
Предыдущие и многие существующие сегодня КСГ способствуют маргинализации многих слоев общества, поощряя безделье и перекладывание ответственности за собственное будущее граждан. Целые поколения в государствах с преобладанием традиционной социальной политики выросли в условиях доступности получения различных пособий и поощрения безработицы. Такие ценности распространились и на трудящееся население, которое в нынешнее время в странах с большой степенью присутствия распространившихся в 70-х годах двадцатого века КСГ все неохотнее желает заниматься профессиональной деятельностью и строить карьеру. Исследователи выявили, что действующие в определенные периоды истории принципы социального государства, а также концепций государства всеобщего благосостояния, спровоцировали повышение случаев разводов, которые во многих странах способствовали и по сей день способствуют получению государственной финансовой поддержки [7].
Сбои в реализации КСГ начали наблюдаться еще несколько десятилетий назад в западных странах, что сегодня актуализирует вопросы создания новых концепций внутренней политики государств, направленной на увеличение трудоспособности их граждан. Такая модель получила название Work-farestate. Действительно, авторы исследований, посвященных изучению теории современной конституции и государственного права, сообщают, что в последние годы в сфере организации КСГ и реализации ее принципов наблюдаются существенные изменения. Специалисты в обозначенной проблемной области пришли к выводу, что чрезмерные количество и разновидности льгот, а также поручение государственному аппарату выполнения излишних обязанностей в социальной сфере ведут к отрицательным последствиям в виде утечки финансовых ресурсов из страны и снижения активности, конкурентоспособности на международной экономической арене. Такие тезисы о сокращении темпов развития государства и вызванные этим проблемы в социальной сфере неоднократно подтверждались в истории на практике. Именно в связи с этим в настоящее время большой распространенностью по всему миру характеризуется инновационная концепция Work-farestate, пришедшая на замену устаревающим КСГ. В рамках новой модели социального государства соответствующие блага напрямую зависят от степени проникновения в общество принципов всеобщей занятости в сфере труда. Иными словами, современное эффективное социальное государство – это работающее государство [8].
Обозначенные преобразования сопровождаются изменениями приоритетов в направлении социальной политики. Вместо пособий в новых КСГ практикуется поощрение труда, ответственности за себя, за собственное будущее и за жизнь своих близких. Обоснованность таких решений подкрепляется фактами и случаями возникновения негативных последствий масштабного государственного социального иждивенчества. Современные страны, желающее встать на путь новой социализации, теперь вынуждены руководствоваться иными принципами формирования КСГ, основанными на тезисах о том, что все граждане должны прилагать усилия для того, чтобы обеспечить себя. Данные усилия, согласно актуальным критериям КСГ, в обязательном порядке учитываются государством в пользу граждан [9].
Признаки современной КСГ сегодня можно проследить в конституциях некоторых зарубежных стран. Например, основной закон Швейцарии гласит, что все граждане этой страны участвуют в программах социальной защищенности, однако последние предполагают покрытие расходов населения в основном за счет доступного и достойного труда [10].
Здесь важно упомянуть, что трансформация моделей социального государства в сторону концепции Work-fare state никак не подразумевает снятие ответственности за оказание государственной социальной поддержки и реализацию государственного социального благополучия граждан. Сейчас наблюдаются исключительно изменения содержательной составляющей социальных стратегий и соответствующих правовых, политических решений, а сама обозначенная система как таковая остается на фундаментальном уровне прежней. В основном все происходящие в сфере КСГ изменения направлены на здоровое трудоспособное население – на то, чтобы эффективнее стимулировать последних заниматься профессиональной деятельностью, поддаваясь на возможности оставаться полноценными членами общества, имеющими существенную социальную и финансовую поддержку. Разумеется, современные модели социализации внутригосударственной политики, как и прежние КСГ, предполагают материальную и иную поддержку для тех групп граждан, которые в силу своего возраста или болезни не способны в полной мере осуществлять трудовую деятельность [7].
Таким образом, можно резюмировать, что КСГ может быть эффективной и в современных условиях, однако она требует внедрения и соблюдения соответствующих принципов осуществления следующих мероприятий:
– усиление роли и повышение значимости общественных структур в направлении реализации социальной деятельности;
– активизация работы государства по включению трудоспособного населения в процессы повышенияответственности за свое будущее и соответствующая социальная поддержка граждан на таком пути;
– продолжение государственной деятельности по социализации сфер, занимающихся вопросами нетрудоспособного населения;
– унификация КСГ и распространение современных тенденций социальной политики, которые не зависят от специфики государственного управления и особенностей функционирования тех или иных стран.
1. Tavokin E.P. K voprosu o koncepcii social'nogo gosudarstva // Sociologicheskie issledovaniya. - 2015. - № 9. - S. 125-134.
2. Kayzer P.K. Ot social'nogo obespecheniya k oplate truda: politika Niderlandov v devyanostye gody // Aktivizaciya bezrabotnyh. - 2017. - s. 113-133.
3. Chernova E.R. Problemy sovershenstvovaniya social'nogo gosudarstva // Aktual'nye problemy vzaimodeystviya gosudarstva i grazhdanskogo obschestva: filosofsko-pravovye i social'no-politicheskie aspekty. - 2021. - S. 208-211.
4. Rodionova O.V. Problemy razvitiya teorii i praktiki sovremennogo social'nogo gosudarstva // Lex russica. - 2015. - № 1. - S. 28-40.
5. Lemesheva I.V., Sharanda I.V. Aktual'nye problemy social'noy politiki v Rossii i za rubezhom // Belgorod (Rossiya). - 2018. - S. 210-216.
6. Briggs A. Gosudarstvo vseobschego blagosostoyaniya v istoricheskoy perspektive // - 2006. - T. 2. - S. 16-29.
7. Butaev G.R. Teoretiko-pravovye osnovy razvitiya koncepcii social'nogo gosudarstva // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obschestvennye i gumanitarnye nauki. - 2010. - № 4. - S. 59-61.
8. Tasdemir A. Ponimanie oplaty truda kak strategii bystroy neoliberalizacii politiki // Tekuschie debaty v social'nyh naukah 2021. - s. 123-132.
9. Pavlenko Yu.G. Social'noe gosudarstvo. V poiskah mehanizmov vozrozhdeniya // Voprosy teoreticheskoy ekonomiki. - 2021. - № 2. - S. 35-44.
10. Bonoli G., Chempion K. Federalizm i social'noe obespechenie dlya raboty v Shveycarii: razrabotka aktivnoy social'noy politiki v usloviyah fragmentirovannogo gosudarstva vseobschego blagosostoyaniya // Publiy: Zhurnal federalizma. - 2015. - T. 45. - № 1. - S. 77-98.