В статье проведен обзор текущей системы надзорно-контрольной деятельности Федеральной службы по труду и занятости в сфере занятости населения, даны предложения по дальнейшей оптимизации контрольной деятельности.
занятость населения, центр занятости населения, функция, надзор и контроль, качество, нарушение, риск, оптимизация
Согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 88 «Об организации службы занятости» от 9 июля 1948 г., основной ее обязанностью является обеспечение наилучшей возможной организации рынка труда в качестве неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости, развития и использования производительных сил. Анализ деятельности органов служб занятости разных стран, а также многолетний опыт сотрудничества российских органов службы занятости с Всемирной ассоциацией государственных служб занятости (далее ВАГСЗ), органами служб занятости Германии, Франции, Норвегии, Великобритании, Канады это подтверждает. Эффективность выполнения стоящих перед службой занятости задач в значительной степени связана с выбором рациональной структуры управления и применением современных управленческих технологий.
Процессы, происходящие в последние два десятилетия в государственных службах стран ОЭСР, включая службы занятости населения, во многом определяются переходом к парадигме нового государственного управления (NewPublicManagement - далее NPM), базирующейся на адаптации бизнес-технологий к деятельности органов государственного управления. NPM включает ряд достаточно общих направлений - повышение результативности деятельности государственных организаций, децентрализацию процессов управления, либерализацию услуг и использование института государственно-частного партнерства при их оказании, усиление ориентации на потребности получателей услуг, переход к управлению по результатам и т.д.
В большинстве развитых стран были проведены масштабные административные реформы, связанные с децентрализацией государственного управления. Децентрализация основывается на принципе субсидиарности, предусматривающем осуществление государственных функций и оказание государственных услуг структурами, наиболее приближенными к гражданам. Одной из главных целей таких преобразований является повышение качества и эффективности услуг.
Децентрализация предполагает перераспределение ответственности на более низкие уровни управления, в то время как роль высшего звена сводится к принятию стратегических решений, связанных с планированием, установлением целей, стандартов, норм. При этом сохраняется «внутренняя» вертикальная координация между национальным, региональным и муниципальным уровнями. На национальном уровне внедряются системы мониторинга и оценки, аудита эффективности в дополняющие или заменяющие к более традиционным системам надзора и контроля.
Не обошли такие преобразования и органы служб занятости разных стран. Так, в органах службы занятости Германии, Франции, Бельгии, Хорватиивнедрен аудит, основанный на риск-ориентированном подходе.
Вопрос оптимизации деятельности государственной службы занятости является актуальным и для Российской Федерации,основной задачей которой является эффективная реализация политики занятости населения и социальной поддержки безработных граждан.
Трехкомпонентная система государственной службы занятости населения согласно статье 15
1. Конвенция МОТ № 88 «Об организации службы занятости»
2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"