ВЛИЯНИЕ ТИПА СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ НА ВЫБОР ЛИЧНОСТЬЮ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В продолжение идей диалогического (М. Бубер), структурно-динамического (Б.Д. Парыгин) и субъектно-бытийного (З.И. Рябикина) направлений, с построением методологии исследования на принципах синергетики, нами был разработан субъектно-динамический подход к исследованию личности, акцентирующий роль систем личностного позиционирования в процессах развития субъектности. Самоорганизация систем личностного позиционирования развивается в направлении четырех векторов: Инфантильного, Агрессивного, Саботирующего, Могущественного. Такие пути самоорганизации личностного позиционирования мы предложили назвать типом субъектной активности, так как данные системы предопределяют типичный характер и направленность активности субъекта. Исследование стало возможным благодаря разработке «Модели диспозиционной структуры субъектной активности» и созданной на основе этой модели методики «Личностный профиль субъектной активности». Методика тестирует профиль субъектной активности как индивидуальное динамическое системное образование. Факторизация данных методики позволила выявить совокупности личностных позиций в качестве сквозных организующих принципов, или типов. Представлены результаты эмпирического исследования соотнесенности типов субъектной активности со шкалами опросника Лазаруса WCQ. Построены регрессионные модели, позволяющие предсказывать совладающее поведение личности как для отдельно взятых личностных позиций, так и для типа субъектной активности в целом. Показано, что Инфантильный, Агрессивный и Саботирующий типы склонны выбирать копинг-стратегии инстинктивно-защитного порядка: бегство-избегание, конфронтацию, дистанцирование. Могущественный тип склонен использовать рациональные копинг-стратегии, направленные на конструктивное разрешение конфликта и преобразование ситуации – положительную переоценку и планирование решений. Отмечено сходство целостных стилей копинг-поведения Инфантильного, Агрессивного и Саботирующего типов со стилями преодоления базальной тревоги по К.Хорни. Полученные результаты позволяют рассматривать системы личностного позиционирования субъекта как источник формирования «зрелого» либо «незрелого» копинг-поведения.

Ключевые слова:
субъектно-динамический подход, типы субъектной активности, личностное позиционирование субъекта, копинг-поведение
Список литературы

1. Анцыферова, Л. И. (1994). Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. Психологический журнал, 15(1), 3-18.

2. Бранский, В. П., и Пожарский, С. Д. (ред.). (2009). Синергетическая философия истории: коллективная монография. Рязань: Изд-во «Копи-Принт».

3. Знаков, В. В. (2019). Динамический подход к исследованию личности и процессуальный анализ в психологии субъекта. Психологический журнал, 40(5), 27-34, doi:https://doi.org/10.31857/S020595920006073-6

4. Знаков, В. В., и Рябикина, З. И. (2017). Психология человеческого бытия. Москва: Смысл.

5. Князева, Е. Н., и Курдюмов, С. П. (1994). Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. Москва: Наука.

6. Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. (2002). Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. Санкт-Петербург: Алетейя.

7. Крюкова, Т. Л. (2008). Человек как субъект совладающего поведения. В А. Л. Журавлев, Т. Л. Крюкова, Е. Л. Сергиенко (ред.), Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы (с. 55-67). Москва: ИП РАН.

8. Крюкова, Т. Л. (2010). Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. (2-е изд., исправленное, дополненное). Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова.

9. Крюкова, Т. Л., Сапоровская, М. В., Хазова, С. А. (2017). Совладание с трудностями и жизненный стиль современника. Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, (1), 91-96.

10. Нартова-Бочавер, С. К. (1997). "Coping behavior" в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, 8(5), 20-30.

11. Наследов, А. Д. (2012). Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: учеб. пособие (4-е изд., стер.). СПб.: Речь.

12. Петросьян, С. Н., Рябикина, З. И., Губанова, Н. Ю., и Симаворян, С. Ж. (2021). Стандартизация методики «Личностный профиль субъектной активности». Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии, 10(3), 45-56. doi:https://doi.org/10.12737/2306-1731-2021-10-3-45-56

13. Петросьян, С. Н., Рябикина, З. И., и Губанова, Н. Ю. (2021). Структурная валидность методики «Личностный профиль субъектной активности». Гуманизация образования, 1, 41-58. doi:https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10148

14. Сергиенко, Е. А. (2013). Проблема соотношения понятий субъекта и личности. Психологический журнал, 34(2), 5-16.

15. Band, E. B., & Weisz, J. R. (1988). How to feel better when it feels bad: children's perspectives on coping with everyday stress. Developmental Psychology, 24(2), 247-253. doi:https://doi.org/10.1037/0012-1649.24.2.247

16. Brown, L. J., & Bond, M. J. (2019). Brown, L. J., & Bond, M. J. (2019). The pragmatic derivation and validation of measures of adaptive and maladaptive coping styles, Cogent Psychology, 6(1), 1568070, doi:https://doi.org/10.1080/23311908.2019.1568070

17. Carver, C. S., & Connor-Smith, J. (2009). Personality and Coping. Annual Review of Psychology, 61, 679-704.https://doi.org/10.1146/annurev.psych.093008.100352

18. Cohan, S. L., Jang, K. L., and Stein, M. B. (2006). Сonfirmatory factor analysis of a short form of the coping inventory for stressful situations. Journal of Clinical Psychology, 62(3): 273-283. doi:https://doi.org/10.1002/jclp.20211

19. Cohen, F., & Lazarus, R. S. (1979). Coping with stresses of illness. In G. C. Stone, F. Cohen & N. E. Adler (Eds.), Health Psychology: A handbook. San Francisco: Jossey-Bass

20. Compas, B. E., Connor-Smith, J. K., Saltzman, H., Thomsen, A. H., and Wadsworth, M. E. (2001). Coping with stress during childhood and adolescence: problems, progress, and potential in theory and research. Psychological Bulletin, 127, 87-127. doi:https://doi.org/10.1037/0033-2909.127.1.87

21. DeLongis, A., & Holtzman, S. (2006). Coping in context: The role of stress, social support, and personality in coping. Journal of Personality, Special Issue: Advances in Personality and Daily Experience, 73, 1633-1656. doihttps://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2005.00361.x

22. Folkman, S., & Lazarus, R. S. (1988). Manual for the ways of coping questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.

23. Frydenberg E., & Lewis R. (1991). Adolescent coping styles and strategies. Is there functional and dysfunctional coping? Australian Journal of Guidance and Counselling, 1, 1-8

24. Garland, E., Gaylord, S., & Park, J. (2009). The role of mindfulness in positive reappraisal. Explore, 5(1), 37-44. doi:https://doi.org/10.1016/j.explore.2008.10.001

25. Garza Varela, J. P. De la Cruz-de la Cruz, C., Leija Guerrero, J, G., & Sanchez Rodríguez, K. E., & Valle, O. K. (2021). Positive reappraisal as a stress coping strategy during the COVID-19 pandemic. Salud Mental, 44(4), 177-184. doi:https://doi.org/10.17711/SM.0185-3325.2021.023

26. Horney, K. (1937). The neurotic personality of our time. New York: W.W. Norton & Co.

27. Lazarus R. S. (1993). Coping theory and research: past, present, and future. Psychosomatic Medicine, 55(3), 234-47. doi:https://doi.org/10.1097/00006842-199305000-00002. PMID: 8346332

28. Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York, NY: Springer.

29. Lee-Baggley, D., Preece, M., DeLongis, A. (2005). Coping with interpersonal stress: role of big five traits. Journal of Personality, 73(5). doi: 1141-80.https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2005.00345.x

30. McCrae, R. & Costa, P. (2006). Personality and coping effectiveness in an adult sample. Journal of Personality, 54, 385-404. doi:https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1986.tb00401.x

31. McGarigal, K., Cushman, S., & Stafford, S. (2000). Multivariate statistics for wildlife ecology research. New York, NY: Springer. doihttps://doi.org/10.1007/978-1-4612-1288-1

32. McWilliams, L. A., Cox, B. J., & Enns, M. W. (2003). Use of the coping inventory for stressful situations in a clinically depressed sample: factor structure, personality correlates, and prediction of distress. Journal of Clinical Psychology, 59, 423-437. doi:https://doi.org/10.1002/jclp.10080

33. Milnor, J. (1985). On the concept of attractor, Communications in Mathematical Physics, 99, 177-195.

34. Moos, Rudolf &Holahan, Charles. (2003). Dispositional and contextual perspectives on coping: Toward an integrative framework. Journal of Clinical Psychology, 59, 1387-403. doi:https://doi.org/10.1002/jclp.10229

35. Stanisławski, K. (2019). The coping circumplex model: An integrative model of the structure of coping with stress. Frontiers in Psychology, 10, 1-23. doi:https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00694

36. Sveinbjornsdottir, S., & Thorsteinsson, E. B. (2008). Adolescent coping scales: a critical psychometric review. Scandinavian Journal of Psychology, 49, 533-548. doi:https://doi.org/10.1111/j.1467-9450.2008.00669.x

Войти или Создать
* Забыли пароль?