Воронеж, Воронежская область, Россия
В представленном нами исследовании рассматриваются методы оценки конкурентоспособности товаров: их виды, сущность и подход к каждому из них, существующие недостатки. В центре внимания оказывается рассмотрение каждого метода на основе анализа и точности оценки, также обращено внимание на отсутствие единого подхода к оценке и проблему с его разработкой. В современных рыночных условиях бизнес-структуры, производящие товары или услуги, не могут постоянно удерживать свои рыночные позиции, поэтому рост производительности и удержание ее на высоком уровне, весьма актуально. Конкуренция выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет бизнес-структуры повышать качество выпускаемой продукции, товаров, работ или услуг, снижать затраты на производство, повышать производительность труда. Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги от потребителя. В этой связи бизнес-структурам в сфере мебельного рынка необходимо исследовать влияние глобализации и решить проблемы управления конкурентоспособности и полученные результаты направить на решение первостепенных задач, поставленных перед отраслью на цифровой путь развития. Конкурентоспособность бизнес-структур в сфере мебельного рынка – это их возможность успешно конкурировать на рынке и получать относительно конкурентов экономическую прибыль. Выживание бизнес-структур в условиях конкурентной, нестабильной и изменчивой внешней среды должно основываться на постоянном и всестороннем анализе деятельности конкурентов, собственного стратегического потенциала и оценки эффективности его использования, а также реальной оценки положения бизнес-структуры на рынке товаров и услуг относительно конкурентов, т.е. объективной оценки конкурентоспособности бизнес-структуры. Именно поэтому существует множество методик и приемов повышения конкурентоспособности бизнес-структуры. В процессе исследования были использованы методы структурного, системного и функционального анализа, графические и математические методы, методы опроса и анкетирования.
конкурентоспособность, оценка, бизнес-структуры, внешние факторы, внутренние факторы, микросреда, макросреда, мебельный рынок
Введение
Конкурентоспособность производимых товаров выступает мерой прибыли предприятий-изготовителей, при этом увеличение конкурентоспособности способствует увеличению объема продаж. Именно поэтому оценка конкурентоспособности, так важна для определения и сохранения запланированной прибыли как одной из наиглавнейших целей организации.
С самых ранних времен развития производства во всех сферах деятельности человека растет острая необходимость в рассмотрении вопроса управления и регулирования конкурентоспособностью бизнес-структур.
В этой связи бизнес-структурам в сфере мебельного рынка необходимо исследовать влияние глобализации и решить проблемы управления конкурентоспособности и полученные результаты направить на решение первостепенных задач, поставленных перед отраслью на инновационный путь развития.
Конкурентоспособность производимых товаров выступает мерой прибыли бизнес-структур, при этом увеличение конкурентоспособности способствует увеличению объема продаж. Именно поэтому оценка конкурентоспособности, так важна для определения и сохранения запланированной прибыли как одной из наиглавнейших целей бизнес-структур.
Оценка конкурентоспособности бизнес-структуры производится с учетом не только текущей деятельности но и потенциальной конкурентоспособности бизнес-структуры. Данный подход утверждает, что конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления. Конкурентоспособность бизнес-структур трактуется как способность наиболее эффективно производить товар либо оказывать услуги и от конечного результата своей деятельности извлекать прибыль, удовлетворяющую производителя.
Конкурентоспособность производимых товаров выступает мерой прибыли бизнес-структур, при этом увеличение конкурентоспособности способствует увеличению объема продаж. Именно поэтому оценка конкурентоспособности, так важна для определения и сохранения запланированной прибыли как одной из наиглавнейших целей бизнес-структур.
Реальная конкурентоспособность – это фактическое удовлетворение потребностей определенными товарами. Для расчета прогнозируемой конкурентоспособности обычно применяются показатели, нормируемые стандартами и ТУ, а также те, которые определены при проектировании и разработке новых товаров. Оценка реальной конкурентоспособности основана на эмпирических и эвристических методах (оценочных, органолептических, измерительных, экспертных и т. п.).
Для оценки конкурентоспособности товаров применяются сравнительные методы измерений: разницы, порядка и отношений. Наиболее объективной является шкала отношений, именно по ней рассчитывается индекс конкурентоспособности товаров.
Важную роль в улучшении конкурентоспособности бизнес-структур играет разработка авторской методики оценки конкурентоспособности бизнес-структур в сфере мебельного рынка.
Материал и методы исследования
Информационную базу исследования составили данные Государственного комитета по статистике, данные комитета Воронежской области по статистике и данные предоставленные представленные предприятиями мебельной промышленности Воронежа и Воронежской области, которые характеризуют экономическую деятельность предприятий мебельной отрасли. К эмпирической базе относятся статистические данные министерств РФ, аналитические материалы ФС статистики РФ и ФСС по Воронежской области; бухгалтерская отчётность мебельных предприятий за 2015 – 2020 гг.; научные статьи, информационные и методические материалы; законодательные и нормативные акты федерального и регионального уровня.
Для получения научных результатов, применялись общенаучные методы: системный анализ, синтез, дедукция и индукция, количественный и качественный анализ, экономико-статистический анализ, структурно-функциональное моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Существует множество методов оценки конкурентоспособности. Каждый метод имеет свои особенности: применяются различные подходы для расчета показателей конкурентоспособности, учета и других факторов для оценки и т.д.
Регулярная оценка конкурентоспособности товаров и продукции должна превратиться в самостоятельный участок аналитической работы, на разном уровне, по таким вопросам как, кредитование, финансирование, инвестиции.
Для того чтобы определить конкурентоспособность товаров необходимо знать: спрос покупателей на определенный товар, динамику спроса на данный товар, срок окупаемости затрат, предположительную цену.
Можно сказать, что, конкурентоспособность — это сравнительная характеристика товара. Существует несколько видов сравнения, по которым делается вывод о конкурентоспособности данного товара: сравнение с товаром-конкурентом, сравнение с товаром-образцом, сравнение с лучшим товаром.
Рассмотрим факторы, которые предвещают маркетинг взаимоотношений бизнес-структур в сфере мебельного рынка:
- С каждым днем требовательность покупателей возрастает, что приводит к снижению уровня применения методики массового маркетинга.
- По мере роста предложения происходит перенасыщение рынка.
- Происходит поэтапное акцентирование на цене товара.
- Для обеспечения инновационности решений и продукции требуются новейшие технические и технологические разработки.
- Меняется и сам характер традиционной рыночной системы – происходит повышение конкуренции на рынке бизнес-структур.
1. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина - Ульяновск: УлГТУ, 2018.- 259с.
2. Авдеева, И. Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом. М.: Кнорус, 2016. 231 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28986542
3. Бабина, С. И. Цифровые и информационные технологии в управлении предприятием: реальность и взгляд в будущее // Креативная экономика. 2019. Том 13. № 4. С. 723-742. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38211976
4. Балашова, Е. С. Анализ мебельной промышленности и факторы, влияющие на развитие промышленности / Е.С. Балашова, Т.П. Харченко // в сборнике: Пермский край: новые вызовы, новое время. Материалы IV Пермского экономического конгресса. 2018. С. 307-311. Режим доступа: https://science.volgatech.net/upload/documents/science (дата обращения 25.05.2022)
5. Безрукова, Т. Л. Стратегирование использования потенциала лесной промышленности России в условиях развития цифровой экономики // Современные вызовы и реалии экономического развития России. Материалы V Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. Ставрополь. 2018. C. 217-218. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023719
6. Безрукова, Т. Л. Инновационный путь развития мебельной отрасли в России и мире [Текст] / Т.Л. Безрукова, О.С. Тюрин, О.В. Коржова, // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2020. - Т. 17. - № 2. - С. 56-62.
7. Евсикова, О. О. Преимущества развития цифровой экономики // Молодой ученый. - 2020. № 1 (291). С. 83-84. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/291/65949/.
8. Жигарев, В.А. Современные тенденции на рынке мебели в России и возможные стратегии конкурентоустойчивости мебельных предприятий / В.А. Жигарев // Вестник Российского экономического университета имена Плеханова. 2019; (3): 129-139. Режим доступа: https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-3-129-139 (дата обращения).
9. Кидрук, М. А. Стабильность и конкурентоспособность [Электронный ресурс] / М. А. Кидрук - Режим доступа: (http://www.sapr.ru/ article.aspx?id=17168&iid=793) (дата обращения: 17.01.2022)
10. Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство / Под ред. проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 239 с.
11. Константинова, И. В. Конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс] / И. В. Константинова - Режим доступа: (www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi). (дата обращения: 17.01.2017)
12. Коржова, О. В. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности [Текст] / О.В. Коржова // Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России. Материалы II Всероссийского форума по экономической безопасности. Выпуск II. - 2019. - С. 213-217.
13. Кротков, А. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки [Электронный ресурс] / А. М. Кротков, Ю. Я. Еленева - Режим доступа: (http://www.rbedu.ru/articles/managem- ent/article6139.html). (дата обращения: 17.01.2022)
14. Лазаренко, А. А. Методы оценки конкурентоспособности [Текст] / А.А. Лазаренко // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С.374-377.
15. Лепешева, А. А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики [Электронный ресурс] / А. А. Лепешева - Режим доступа: (http://www.moderniz.org.ru/). (дата обращения: 17.01.2022)
16. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] / И.М. Лифиц. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2013. - 464 c.
17. Мебельный рынок: тенденции и прогнозы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://uldelo.ru/2016/04/20/mebelnyi-rynok-tendentsii-i-prognozy.
18. Пухова, В.М. Анализ конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности [Текст] / В.М. Пухова // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 5-2 (63). - С. 179-181.
19. Савицкая, Г. В. Основы управленческой экономики предприятия (фирмы) / Асадуллин Р.Г., 2-е изд., стереотипное - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=373936 (дата обращения 25.05.2022)
20. Турусин, Ю. Д. Стратегический менеджмент. Вып. 1. ГАУ. [Текст] / Ю.Д. Турусин , А.А. Новоселов, Е.А. Звягинцева. - М.,1995. ISBN 5-16-001671-6 (дата обращения 22.05.2022).
21. Чернова, И. В. Управление конкурентоспособностью предприятия/ И.В. Чернова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2018. - № 15.-С.-146 -149.
22. Целых, К. Н. Формирование организационно-методического инструментария обеспечения конкурентоспособности мебельных предприятий / К.Н. Целых // автореферат дис. ... к.э.н. / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2013
23. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебник для вузов / Юданов А. Ю. - М.: ГНОМ и Д, 2018. - 304 с.
24. Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций экономической теории / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. - 2018. - №4. - С. 181-185.
25. Bezrukova, T. L., Larionov V. G., Zinovyeva I. S., Kuksova I. V. Assessment of innovation impact on the economic development of the forest complex // В сборнике: Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. 33, Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. 2019. С. 3822-3828.
26. Bezrukova, T. L. Larionov V. G., Kuksova I. V. Ecological and economic management tools in forestry/ International Forestry Forum "Forest ecosystems as global resource of the biosphere: calls, threats, solutions" 9-10 September 2021, Voronezh, Russian Federation. 2021. С. 012044. Режим доступа: https://iopscience.iop.org/issue/ 1755-1315/875/1. - Библиогр.: 22назв. - eLIBRARY