. Статья посвящена комплексному исследованию проблемы девиантного поведения, форм его поведения и механизмам формирования. Особое внимание уделено проблеме самоосозания, его уровням и содержанию кризисных состояний развития на основе чего в статье раскрываются механизмы особенностей работы с детьми с девиациями в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних. Авторами обосновывается мысль о том, что описанная методика вторичной адаптации подростков опирается на общегносеологическую последовательность развития личности, учитывая основные свойства последовательности формирования правилосообразного поведения.
девиантное поведение, самосознание, профилактика правоврушений, несовершеннолетние.
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
2. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подросков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 259-349.
3. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.: Пи-тер, 1993.
4. Долгова А.И. Социально-педагогические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 1995. 160 с.
5. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинг. СПб.: Речь, 2008. 336 с.
6. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Методики диагностики агрессии // Психологическая диагностика. 2007. №3. С. 41-72.
7. Зиядова Д.З. Мотивы преступлений, совершаемых школьниками // Воспитание школьников. 2005. №1. С. 34-38.
8. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2003. 288 с.
9. Иванов Т.Н. Индивидуальные профили латеральности при наркотической зависимости // Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Выпуск 8. М.: Изд-во МГУ, 2002. 472 с.
10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. 560 с
11. Крохин И.П. Личностные особенности в связи с процессом алкоголизации у подростков и юношей. Москва: Просвещение, 1991.
12. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М.: МЕДпресс, 1999. 592 с.
13. Менделевич В.Д., Менделевич Б.Д., Галинский Л.И. Проблемы дифференцированного подхода к реабилитации наркозависимых // Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования: Тез. международ. науч.-практ. конф. М., 2001. С. 20-21.
14. Миньковский Г. М. Проступок и преступление. М.: Юрид. лит., 1972. 56 с.
15. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция откло-нений. М.: ТЦ Сфера, 2006. 192 с.
16. Содержание работы школьного психолога с трудновоспитуемыми подростками: метод. Рекомендации. Мин-во образования Республики Беларусь. Акад. последипломного образования. Лаб. прикл. пед. психологии. Мн., 1998. 24 с.
17. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. М.: Академия, 2004.
18. Фомина Л.В. Социально-психологические проблемы делинквентности подростков (на мате-риале судебно-психологических экспертиз // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. СПб.: Речь, 2007.
19. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у де-тей подросткового и юношеского возраста. Мн.: НИО, 1997. 198 с.
20. Чечулин В.Л., Соромотина Е.А., Пузракова Е.А. Основания методики социальной работы с не-совершеннолетними дезадаптированными детьми и правонарушителями // Вестник пермского университета (Серия Философия. Психология. Социология). 2012. № 4. С. 86-92.