НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РЕСУРСАМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию новых требований к человеческим ресурсам в информационном обществе. На эффективность современной экономики напрямую влияют информационные базы данных и креативный интеллектуальный потенциал работников. Следовательно, работники организаций должны иметь новые компетенции для решения современных задач развития. Повышение сложности и разнообразия предоставляемых услуг влияет на формирование новых требований к квалификации работников, их адаптивности, овладению новыми знаниями и навыками. Особое внимание уделено рассмотрение значимости такого качества как крнеативности работников. Целью представленного в статье исследования является изучение необходимости формирования новых качеств работников в среде информационного общества. Научная новизна исследования состоит в обосновании предпосылок возникновения новых требований к персоналу в условиях информационной экономики и постиндустриального общества. Практическая ценность исследования состоит в разработке прикладных рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия образовательных учреждений и рынка труда на основе компетентностного подхода и изучения новых требований к работникам.

Ключевые слова:
человеческие ресурсы, информационное общество, креативный интеллектуальный потенциал, общество знаний, компетенции работников
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

XXI век характеризуется формированием постиндустриального общества, которое отличается повышением значения роли информации в жизни общества, развитием систем телекоммуникаций и производственных технологий. За последнее десятилетие изменилась структура занятого населения. Растет доля работников занятых в сфере знаний, производстве, хранении и переработке информации. В ВВП развитых стран неуклонно повышается доля продуктов и услуг информационных технологий (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Затраты на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП [10, С. 34].

Формирование всемирного пространства, в котором происходит постоянный обмен информацией, является характерными чертами общества знаний. Как отмечает Симакина М.А., в данном информационном пространстве возникает необходимость осуществления информационных коммуникаций, удовлетворения потребностей в информации [7, с. 86].

Информационные базы данных и креативный интеллектуальный потенциал работников напрямую влияет на эффективность современной экономики. Исходя из этого, человеческие ресурсы должны иметь новые компетенции для решения современных задач развития. Растущая сложность предоставляемых услуг предъявляет новые требования к квалификации работников, их адаптивности, овладению новыми знаниями и навыками. Персонал организации начинает играть важную роль в использовании имеющейся информации. В современных условиях формируются новые требования к персоналу, отличающиеся от традиционных [3].

Если ранее требования к персоналу в большинстве своем были регламентированы единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, единым квалификационным справочником должностей руко­водителей, специалистов и других служащих, федеральными, отраслевыми нормативными актами и профессиональными стандартами, то в настоящее время совокупность требований сводится к формированию на предприятиях моделей компетенций, включающие в себя как профессиональные требования к должности, так и личностные и деловые качества для осуществления должностных обязанностей.

Под современными компетенциями следует понимать умение и навыки выполнять задания для реализации трудовых функций. В компетенции входят и профессиональные, и общекультурные навыки, которые необходимы для выполнения трудовых функций на профессиональном уровне, а также способствуют успешному достижению целей организации [8, С. 34].

Следовательно, перед руководством организаций встает вопрос определения требований к своим работникам. При определении требований к работникам необходимо, во-первых, ориентироваться на особенности деятельности организации и фазу развития. Во-вторых, учитывать, что конкретная должность работника, функциональная группа персонала связаны с требуемыми личностными и деловыми качествами работника. В-третьих, понимать, что главным конкурентным преимуществом и ресурсом со­циально-экономического развития одних государств перед другими становятся высокий уровень знаний персонала, соответствие требованиям современной экономики, следовательно, работникам необходимо повышать объем знаний, развивать умения и навыки [9, с. 62]. В-четвертых, руководителям при определении, какими компетенциями должен владеть работник на конкретном этапе развития организации и социума, необходимо также определить методы выявления данных компетенций. С этой целью разработаны профессиональные стандарты, вступившие в силу с 1 июля 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ [1]. В-пятых, понимать структуру человеческих ресурсов предприятия.

Развитие коммуникаций и информационных технологий расширяют экономический потенциал организаций, формируют такой образ постиндустриального общества, который определяет современные компетенции человеческих ресурсов. Следует подчеркнуть, что условиями успешной адаптации работников к требованиям современного информационного общества являются развитие навыков работы с информацией и цифровых компетенций [2].

На протяжении истории изменились требования к работникам. Если в 1960–1980-е годы основными требованиями к работникам являлись образование, опыт работы, ответственность, дисциплинированность, то современными требованиями являются сформированность профес­сиональных компетенций, знание программного обеспечения, работа в режиме многозадачности и активности, инициативность, вовлеченность в работу, творческое креативное мышление, коммуникабельность, гибкость, адаптивность, мобильность, саморазвитие и самообразование, работа в команде [4, с. 61].

Из-за того, что уровень оснащенности рабочих мест в 60—80-х гг. был недостаточно высоким, к работникам предъявлялись менее жесткие требования. Промышленное производство нужно было наращивать во время «холодной войны». На требования к работникам повлияли также плановая экономика. Мотивация к труду поддерживалась выполнением и перевыполнением планов. Распределение выпускников было связано с имеющимся образованием. Пройти скорый период адаптации можно было на конвейерном производстве.

В современных условиях, на первый план выходят такие компетенции как способность воспринимать, хранить и обрабатывать информацию; умение осуществлять управление информацией, с помощью применения компьютерных специализированных программ; навыки применения современных компьютерных технологий для реализации инновационных подходов в профессиональной деятельности; умение рационально использовать онлайн-ресурсы.

Важными требованиями к профессиональным качествам работника на современном этапе развития общества, характеризующееся возникновением новых профессиональных направлений, повышающих значимость интеллектуального труда, становятся гибкость и адаптивность. Как отмечает Луценко Л М., совершенствование системного мышления работника способствует быстроте и эффективности достижению результата.
В информационном обществе успеха добьются те работники, которые имеют и развивают навыки системного мышления, могут проводить оценку ситуаций неопределенности и рисков, с целью определения и решения проблем в профессиональной деятельности
[5, с. 61].

Исследование, проведенное Мосоловой Е.Н. свидетельствует о том, что управление информацией и знаниями для решения задач профессиональной деятельности является более важным, чем приобретение знаний [6].

В качестве современного требования, также следует отметить способность к творчеству, кре­ативному мышлению, способность создавать новые идеи, инновационный образ мысли. Современным работникам для перехода к новой экономике, основанной на инновациях, необходимы развитые интеллектуальные, когнитивные и креативные способности. В сфере образования происходят глобальные перемены, связанные с ростом значимости науки, информации и знаний. На будущее общества оказывает сильное влияние образование, которое и определяет основное направление развития социума XXI века. В настоящее время креативность становится важным качеством, которое должен иметь работник, если он хочет соответствовать современному обществу знаний.

Развитие креативной деятельности работников в современных организациях должно идти по следующим направлениям: индивидуальное, процессное и условия внешней среды (рисунок 2).

Развитие креативности работников в современном информационном обществе должно оказывать влияние на более полную реализацию творческих компетенций в рамках человеческого капитала.

На возможности реализации креативного потенциала работников в организациях в наибольшей степени может повлиять умение руководителей организовать труд персонала с элементами инновационной творческой деятельности.

Повышение интереса к исследованию креативности связано с глубокими трансформациями, которые происходят в современном обществе. Важнейшими приоритетами современного постиндустриального информационного общества становятся знания, которыми владеют работники, их уровень интеллекта, стремление постоянно повышать свой образовательный и профессиональный уровень.

Креативность характеризуется мотивацией к творческой деятельности, аналитическим мышлением, быстротой принятия решений, высокой восприимчивостью ко всему новому; умением осуществлять планирование и прогнозирование своей исследовательской деятельности. Компетенции, которые имеются у креативных работников являются основой конкурентоспособности компаний, так как они способствуют росту производительности и успешности деятельности организаций в целом.

Следует отметить, что к трудовым ресурсам в современных условиях предъявляются новые требования. Это связано с влиянием современных цифровых технологий на характер и содержания труда работников.

 

 

Развитие креативной деятельности работников

 

Индивидуальное направление

Процессное направление

Условия внешней среды

влияют на формирование и развитие у работников коммуникационных навыков, умение самостоятельно получать и перерабатывать информацию, быть способными приспосабливаться к изменениям в социальной сфере, желание постоянно повышать свой квалификационный уровень

развитие навыков работы с предметами труда, способностей к самообучению, применения различных форм нетрадиционного решения проблем, стратегического мышления

формирование и развитие навыков генерации новых идей, умение работать в команде, принимать рациональные решения в условиях неопределенности и риска

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Развитие креативной деятельности работника

 

На длительный период основными параметрами, которые определяют направления развития персонала, являются изменение характера труда и качественных характеристик работника.

Важными качествами работников в условиях научно-технического прогресса становятся креативность и продуктивность в решении проблем организаций. Такое качество персонала, как способность осуществлять эффективные организационные коммуникации приобретает большую важность, т.к. способствует созданию и претворению в практической деятельности организаций новых идей.

Для работников среднего и высшего уровня руководства востребованным в современных условиях качеством становится способность рационально управлять своим эмоциональ­ным потенциалом и эффективно реализовывать возможности эмоционального интеллекта.

В настоящее время приобретает большую значимость такие качества работника как стремление к самореализации, постоянное повышение образовательного уровня, пополнение багажа знаний на протяжении своей профессиональной деятельности.

При разработке стратегии управления персоналом организации нужно принимать во внимание особенности, интересы, пожелания и потребности разных поколений. На результаты работы компании положительным образом влияет уровень межпоколенческого взаимодействия.

Желательным условием социального развития современных работников становится продвижение по карьерной лестнице, повышение социального статуса, что способствует росту удовлетворенности материальным достатком. В недалеком будущем этот аспект трудовой ситуации может быть обязательным условием для работника.

В настоящее время современным работникам недостаточно получить профессиональное образование для продвижения по карьерной лестнице. Они должны приобретать не только практический опыт, но и расширять свои области знаний. Необходимо отметить еще такое важное качество работника информационного общества, как обладание и развитие стратегического мышления. Ему нужно видеть перспективу, учитывать проявление возможных проблем в будущем. Важным качеством является умение планировать и претворять идеи в практику организационной деятельности посредством эффективной командной работы [11, с. 37].

Нужно отметить, что в настоящее время та молодежь, которая родилась и выросла в современных условиях окажется в более благоприятных условиях. Это объясняется тем, что они более подготовлены к новым требованиям, чем их родители и люди старших возрастных групп.

Список литературы

1. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://l)asc.garant. iu/7l001244/#he»p (дата обращения: 24.04.22)

2. T-Systems cuts a quarter of workforce [Электронный ресурс]. - URL: https://www.handelsblatt.com/today/companies/services-shakeup-t-systems-cuts-a-quarter-of-workforce/23582512.html?ticket=ST-2914163-PJpgbqMSuUq09doiK7DI-ap4 (дата обращения: 23.03.2019).

3. Booz Allen Hamilton (2003): Business in the Information Age: The International Benchmarking Study 2003.

4. Ботвин А.Ю. Требования к персоналу организаций в современных условиях / А.Ю. Ботвин, И.А. Ионас, Ю.С. Паршкова, В.В. Халиулина // Человеческие ресурсы: проблемы инновационного развития и использования: сб. науч. трудов - 2017. - № 6. - С. 42.

5. Луценко Л.М. Влияние информационного общества на формирование «я» // Ценности и смыслы. - 2011. - № 2 (11). - С. 61.

6. Мосолова Е.Н. Ключевые композиции специалист взгляд работодателей // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 1 (5). - С. 23.

7. Симакина М.А. Информационное общество как основа формирования нового качества жизни человека //Управление экономическими системами. - 2012. - № 9 (40). - С. 86.

8. Уидет С. Руководство по компетенциям / С. Уидет С. Холлифорд. - Москва : HIPPO, 2008. - С. 34.

9. Халиулина В.В. Оценка персонала на основе компетентностного подхода / B.B. Халиулина. А.Ю. Ракомина // Вестник Омского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 62.

10. Цифровая экономика: 2022 : краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва : НИУ ВШЭ, 2022. - 124 с.

11. Шумар М.С. Требования к человеческому капиталу в современных условиях [Электронный ресурс] / M.C. Шумар // Стратегии бизнеса. - 2016. - № 11 (31). - URL:https://www.strategybusiness.ru/jour/article/view/247 (дата обращения: 24.04.22)

Войти или Создать
* Забыли пароль?