КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности использования образной лексики в современном английском экономическом дискурсе и целесообразность проведения анализа метафорических моделей, типичных для данного вида дискурса, на занятиях со студентами экономических специальностей. Автор анализирует функционирование образной лексики на примере метафорической модели «экономика как пациент», применяя методы корпусного, семантического, концептуального и контекстуального анализа. Материалом исследования послужила англоязычная публицистика, изучающая перспективы развития туристической отрасли в условиях постпандемийной экономики. Результаты исследования показали, что в экономическом дискурсе последних лет активно использовалась названная метафорическая модель, причем взаимодействие предметно-логического и контекстного значений в избитых метафорах систематически оживлялось посредством развернутой метафоры, что свидетельствует о сохранении даже «мертвыми» метафорами прагматического потенциала. Автор приходит к выводу, что проведение анализа употребления образной лексики способствует глубокому осмыслению экономической терминологии, развитию навыков межкультурной коммуникации, формированию коммуникативной компетенции, следовательно, этот метод может применяться на занятиях по английскому языку со студентами экономических специальностей. Исследование вносит вклад в изучение функционирования образной лексики в современном экономическом дискурсе. Применение результатов исследования в образовательном процессе поможет обучающимся сформировать ряд профессионально значимых компетенций.

Ключевые слова:
метафора, фразеологизм, образная лексика, метафорическая модель, концептуальная метафора, экономический дискурс, межкультурная компетенция, коммуникативная компетенция
Список литературы

1. Полонская О. Ю. Метафорическая репрезентация миграции в медиадискурсе США // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. №. 2. С. 50-53. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5cb6de0c6dc342.67161612 (дата обращения: 09.11.2022).

2. Федотова О. С. Концептуально-метафорическая репрезентация в метадискурсе англоязычного художественного нарратива: диахронический аспект // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. №. 5. С. 21-25. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2021-10-5-21-25 (дата обращения: 09.11.2022).

3. Black M. More about metaphor. In A. Ortony (Ed.), Metaphor and Thought, 2nd edn. Cambridge, Cambridge University Press, 1993, pp.19-41.

4. Black, M. Models and metaphors: studies in language and philosophy. Ithaca, Cornell University Press, 1962. 267 p.

5. Cai D., Deignan A. Metaphors and evaluation in popular economic discourse on trade wars. In I. Navarro, I Ferrando (Eds.), Current Approaches to Metaphor Analysis in Discourse. Berlin, Boston, De Gruyter Mouton, 2019, pp. 57-78. DOI:https://doi.org/10.1515/9783110629460-004. URL: https://doi.org/10.1515/9783110629460-004

6. Dombey D. (2021). Can Spanish tourism survive a second Covid summer? The Financial Times, Retrieved from https://www.ft.com/content/db3f8536-a6be-456e-816e-5879b5916ca2 (Accessed September 12, 2022)

7. Frank M. (2022). Cuban tourism industry flounders as sunseekers look elsewhere. Reuters, Retrieved from https://www.reuters.com/world/americas/cuban-tourism-industry-flounders-sunseekers-look-elsewhere-2022-02-18/ (Accessed September 12, 2022)

8. Gee J. P. An introduction to discourse analysis: theory and method. London, Routledge, 2014, 248 p.

9. Gibbs R. W. The poetics of mind: figurative thought, language, and understanding. Cambridge, Cambridge University Press, 1994, 527 p.

10. Grey W. Metaphor and meaning. Minerva: an Internet Journal of Philosophy, 2000, vol. 4, no. 11. Retrieved from http://www.minerva.mic.ul.ie//vol4/index.html (Accessed September 12, 2022)

11. Harris J. G. Sick economies: drama, mercantilism, and disease in Shakespeare’s England. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2013, 263 p. DOI:https://doi.org/10.9783/9780812202199 . URL: https://doi.org/10.9783/9780812202199

12. Henderson W. Metaphor and economics. (343-367) In R.E. Backhouse (Ed.), New Directions in Economic Methodology (1st ed.). London, Routledge, 1994, pp. 343-367. DOI:https://doi.org/10.4324/9780203204085. URL: https://doi.org/10.4324/9780203204085

13. Henderson W. Metaphor in economics. In M. Coulthard (Ed.), Talking about text. Birmingham, University of Birmingham, 1986, pp. 109-127.

14. Koller V. Critical discourse analysis and social cognition: evidence from business media discourse. Discourse and Society, 2005, vol. 16, no.2, pp. 199-224. DOI:https://doi.org/10.1177/0957926505049621. URL: https://doi.org/10.1177%2F0957926505049621

15. Koller V. Metaphor clusters in business media discourse: A social cognition approach. Vienna, Vienna University, 2003. (Unpublished dissertation)

16. Lakoff G. The contemporary theory of metaphor. In A. Ortony (Ed.), Metaphor and Thought, 2nd edn, 202-51. Cambridge, Cambridge University Press, 1993, pp. 202-251. DOI:https://doi.org/10.1017/CBO9781139173865.013. URL: https://doi.org/10.1017/CBO9781139173865.013

17. Lakoff G., Johnson M. (2008). Metaphors we live by. Chicago, University of Chicago Press, 2008. 256 p.

18. Moon R. Fixed expressions and idioms in English: a corpus-based approach. Oxford, Oxford University Press, 1998. 338 p.

19. Moon R., Knowles M. Introducing metaphor. London, Routledge, 2006. 180 p.

20. Ortony A. Why metaphors are necessary and not just nice. Educational Theory, 2007, vol. 25, no. 1, pp. 45-53.

21. Scott J., Whitley A. (2021). Half-price flights aimed to boost Australia’s ailing tourism. Bloomberg, Retrieved from https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-03-10/australia-to-aid-ailing-tourism-with-800-000-half-price-flights (Accessed September 12, 2022)

22. Steen G.J. et al. Metaphor in usage. Cognitive Linguistics, 2010, vol. 21, no.4, pp. 765-796 2010. DOI:https://doi.org/10.1515/COGL.2010.024. URL: https://doi.org/10.1515/cogl.2010.024

23. The Economist. Out of office. The Economist, 2022, vol. 442, no. 9282, pp. 31-32.

24. The Economist. The holiday only just began. The Economist, 2021, vol. 438 no. 9232, pp. 54-56.

Войти или Создать
* Забыли пароль?