Россия
В статье рассматриваются основные задачи высшей школы, ориентированные от предметно-центрированной к результативно-центрированной, компетентностно-деятельностной направленности. В развитии современного образования закономерными являются инновационные процессы, которые несут в себе прогрессивное начало и позволяют в изменяющихся условиях эффективнее решать задачи обучения, цель которых – развитие у студентов потенциальных возможностей освоения нового опыта, инвестирование себя в деятельность. Любые происходящие с ними изменения (функциональные и генетические) являются результатом их собственной внутренней активности, которая обеспечивается условиями организации образовательного процесса.
интегративные качества личности, личностно ориентированный подход, содействие, мотивация.
В условиях социально-экономического развития страны все большее внимание привлекает личность творческая, свободная, конкурентоспособная, гуманная, интеллигентная, практическая. Поэтому важнейшая социальная функция вуза как образовательного учреждения заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления и развития личности, позволяющих индивиду адекватно содействовать научно- техническому и социальному процессу общества.
Студенчество является социальной группой, осуществляющей в процессе учебной деятельности подготовку к высококвалифицированной профессиональной деятельности. Содержание студенческой активности заключается в направленности деятельности молодых людей, которая определяется характером задач, решаемых обществом в различные периоды. Студенту присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально ориентированных задач.
Посредством активной «пристрастной» (А.Н. Леонтьев) деятельности осуществляется присвоение социального опыта, развитие психических функций и способностей человека, систем его отношений с объективным миром, с другими людьми и самим собой.
Все компоненты, отражающие структуру и содержание подготовки специалистов, обучающихся в системе высшего профессионального образования, представлены на рис. 1.
Личность будущего специалиста, выступая интегративным качеством, направленным на взаимодействие с социальной средой и ее преобразованием через различные виды деятельности (познавательную, общественную, трудовую и т.д.), проявляется в ее профессионально и личностно значимых качествах [3, с. 20].
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
2. Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С., Юлина Г.Н. О роли поликультурного образования в развитии мотивационно-познавательной сфере студентов // НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. № 4. С. 12-16.
3. Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С., Юлина Г.Н. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности и коллектива: Монография. М., Калуга: ИП Шилин И.В. (Издательство «Эйдос»), 2014.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
5. Гришанова Н.А. Студентоцентрированность как новая характеристика образовательного процесса. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
6. Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Мазаева И.А., Морозова Н.А. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
7. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
8. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. М.: ЭКСМО-Пресс, 2004.