ПРОАКТИВНЫЙ РЕЖИМ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НА РЫНКЕ ТРУДА: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Ограничительные меры периода пандемии новой коронавирусной инфекции ускорили процесс цифровизации, стимулировав вынужденный переход к всеохватывающему дистанционному формату взаимодействия экономических субъектов. В результате возникшие проблемы и проявившиеся недостатки продемонстрировали неспособность классических технологических решений стать основой цифрового государства. В статье доказано, что исключительное взаимодействие в информационно-коммуникационной среде, базирующейся на разрозненных автономных электронных системах, не только не удовлетворило потребности современного общества, но и способствовало росту правонарушений и нанесению ущерба экономике. Сделан вывод о неспособности электронной среды дистанционного взаимодействия обеспечить эффективную и качественную реализацию проактивного режима оказания государственных и муниципальных услуг, активно внедряемого с 2021 года. Так, в период пандемии наиболее уязвимым стал рынок труда, в первую очередь потребовавший эффективного и оперативного выполнения посреднической роли государственных структур с целью обеспечения его устойчивости. В ходе исследования выявлены основные проблемы дистанционного формата взаимодействия экономических субъектов в условиях современной архитектуры финансовой системы и традиционного способа организации информационных процессов. Путем сопоставления классического и инновационного подходов к организации проактивной системы оказания государственных и муниципальных услуг предложены направления его совершенствования с учетом интересов государства и граждан.

Ключевые слова:
безработица, межведомственное взаимодействие, проактивный режим, распределенный реестр, трудоустройство, центр занятости, цифровая среда, электронная система
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Человечество вступило в эпоху новых трансформаций, в которых информация становится основным ресурсом, товаром, источником добавленной стоимости и занятости, продуктом производства, способствует глобальной унификации технологической индустрии и взаимодействию людей [8]. Общество стремится к полной автоматизации информационного процесса с целью снижения транзакционных издержек, ускорения и упрощения его процедур, обеспечения надежности хранения, обработки и передачи данных, гарантирования их неотрекаемости, достоверности и подлинности. Ограничительные меры COVID-19, оставившие след значительного экономического ущерба и неравенства, усилили и ускорили «общее движение в сторону все большей опоры мира на цифровые технологии и сетевые связи» [1]. Возросла роль результатов научно-технического прогресса, повышающих эффективность коммуникационного взаимодействия экономических субъектов в виртуальной среде. Однако период продолжительной изоляции во время пандемии продемонстрировал неэффективность современного подхода к организации дистанционного информационного взаимодействия населения с государственными организациями с позиции цифрового формата. В статье данный тезис аргументирован на примере взаимодействия населения и службы занятости, посредническая роль которой в обеспечении устойчивости рынка труда возросла многократно.

Проблемы дистанционного взаимодействия на рынке труда. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 г. № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции население на территории России взаимодействует с центрами занятости в дистанционном формате, обращаясь через информационные порталы [4]. Получив в электронном виде заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, центр занятости вносит сведения в регистр получателей государственных услуг и принимает решение не позднее 11 дней. Необходимые документы для подтверждения информации в электронном заявлении центр занятости запрашивает у гражданина доступным способом, в частности прикреплением в личном кабинете на портале Общероссийской базы вакансий «Работа в России» / Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», либо чаще всего пересылкой в общедоступных мессенджерах (WhatsApp и Viber), в которых сообщения имеют низкий уровень защиты информации и сопровождаются высоким риском разглашения персональных данных. Центры занятости населения для проверки подлинности предоставленной заявителями информации через единую систему межведомственного электронного взаимодействия делают запрос следующих сведений: у Пенсионного фонда Российской Федерации – информацию о доходах гражданина, страховом стаже, последнем месте работы, а также другие необходимые сведения; в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния – сведения о государственной регистрации рождения детей заявителя; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации – информацию о регистрации гражданина по месту жительства и сведения о действительности его паспорта. В документе также указывается, что гражданин вправе лично обратиться в центр занятости с заявлением о предоставлении ему государственной услуги, однако по факту такая возможность отсутствует. Граждане, которые не владеют навыками использования Интернет или у которых отсутствует доступ к нему, не смогли зарегистрироваться в качестве безработных.

Человек, признанный в установленном порядке безработным, в дистанционной форме без личного посещения центров занятости населения, уведомляется с использованием личного кабинета либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Подчеркнем, что в большинстве случаев фиксация информации в системах осуществлялась с опозданием, при этом безработные не могли получить принятое решение ни лично, ни по телефону, ни каким-либо другим способом.

Несовершенство дистанционного формата взаимодействия особенно ощутимо отразилось на устойчивости рынка труда при реализации социальной поддержки безработных и содействия им в трудоустройстве. Основными проблемами в регионах, по данным государственных учреждений службы занятости населения, стали не столько организационные моменты, сколько невозможность постановки на учет граждан в качестве безработных и совершенные неправомерные выплаты. Причиной явилось отставание используемых технических решений от требований цифрового мира, не предназначенных для организации межведомственного взаимодействия в режиме реального времени. Так, отказ в постановке на регистрационный учет безработных граждан и назначения им выплат обосновывался Центром занятости расхождениями в информации, предоставленной заявителями, с данными уполномоченных организаций, полученными в ходе межведомственного взаимодействия. Например, выявив несоответствие указанного стажа работы, заявитель пытался выяснять причину в Пенсионном фонде Российской Федерации, при обращении в который получал отрицательный ответ о фиксации подобной информации, не позволяющей осуществить постановку на учет в Центре занятости. При этом ни одна из сторон не предпринимала никаких действий для решения данного вопроса. Следовательно, такие ошибки при межведомственном взаимодействии стали препятствием для оказания поддержки и содействия в поиске работы гражданам.

Проблематичность существующего межведомственного взаимодействия при обмене данными, хранимыми в электронных автономных информационных системах, подтверждается массовыми случаями отсутствия выплат на детей от 3 до 16 лет в связи с непредставлением сведений Службой записи актов гражданского состояния и несвоевременным обновлением данных в системах Пенсионного фонда. Так, в ходе многократных проверок выявлялись проблемы актуализации электронной системы последнего, расхождения информации с другими системами (Службы записи актов гражданского состояния, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и др.), ошибки в документах о заработной плате, несвоевременное отражение на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц сведений о взносах на обязательное пенсионное страхование, просрочку перерасчета и индексации страховой пенсии и ряд других [2][6][9]. В результате при организации дистанционного формата коммуникации отмечается ситуация, когда безработными в электронных заявлениях предоставлялись реальные данные, при межведомственном взаимодействии получены недостоверные сведения, и, как следствие, органами службы занятости принималось решение не в пользу граждан, что существенно подрывало доверие к государственному посредничеству в обеспечении устойчивости рынка труда.

Еще одной весомой проблемой стал высокий уровень неправомерных выплат гражданам, вставшим на регистрационный учет в Центрах занятости на основании представленных ими фальсифицированных данных и / или не информирования об изменившихся условиях. Существующий временной лаг между максимальным сроком постановки на учет в качестве безработного (11 дней) и периодом обновления базы (выгрузкой в единую систему межведомственного электронного взаимодействия) уполномоченных ведомств (до 3 месяцев) допускает существование данной лазейки. Так, например, за 2020 г. только по двум российским регионам (Астраханская область и Ставропольский край) выявлено в 28 раз больше случаев неправомерных выплат свыше 23 млн руб., которые в 2021 г. не в полном объеме возвращены в бюджет. Данные выплаты обусловили не только возникновение условно «беспроцентных кредитов» населению, но и существенные трудозатраты персонала Центра занятости, осуществляющего «вручную» начисление и учет таких выплат и оформляющего их возврат.

На фоне обострившихся проблем дистанционного формата взаимодействия 30.12.2020 г. на законодательном уровне было закреплено положение о проактивном режиме организации предоставления государственных и муниципальных услуг [10], который масштабно реализуется с 2021 г. на базе действующих неусовершенствованных информационных систем (в т.ч. системы межведомственного электронного взаимодействия и др.).

Однако идеология цифрового государства требует создания единой среды цифрового взаимодействия экономических субъектов, в которой будет аккумулироваться информация разного типа из различных источников. В России ее прототипом стала электронная система централизованного типа Единый портал государственных услуг и функций, на котором количество зарегистрированных пользователей к концу 2021 г. превысило 90 млн [3]. В период коронавирусной самоизоляции нагрузка на портал существенно возросла, были зафиксированы многочисленные жалобы пользователей на его работу: перегрузка сайта, сбои из-за частых обновлений, отсутствие полей для заполнения заявлений, низкая скорость, сложный и часто меняющийся интерфейс и др., в результате чего появилась новая тестовая версия «Госуслуг», отличающаяся архитектурой и роботизированным форматом взаимодействия с пользователями [11].

Варианты организации проактивной системы оказания государственных и муниципальных услуг. Процесс виртуализации, сопровождающийся негативными последствиями пандемии, обострил проблему дистанционного формата коммуникационного взаимодействия экономических субъектов и организации информационной среды, продемонстрировал регрессивный характер применяемых технологий. С позиции Саломатина Е.В., «используемые системы имеют ряд существенных недостатков: включают в себя большое количество государственных учреждений; у каждого государственного учреждения есть свой собственный регистр; часто происходит дублирование данных, собранных другими учреждениями» [5].

Поскольку классический подход к организации электронных систем предусматривает отражение информации в единой базе данных, которая размещена на выделенной ноде с единым интерфейсом для взаимодействия с участниками, такой тип систем является закрытым, и доступ к данным имеют только должностные лица. Информация в них отличается обезличенным характером, поскольку отсутствуют однозначные сведения о лице, осуществляющем ее ввод или вносящем какие-либо изменения, кроме того, они предполагают наличие административных полномочий с неограниченным функционалом. Подчеркнем, что централизованный характер электронных систем и кастодиальное хранение паролей подвергают их высокому риску мошеннических действий и негативным последствиям различных кибератак. Автономность и многочисленность электронных систем в масштабах всего государства делает обмен информацией неоперативным, поскольку не выполняются такие условия, как прямой маршрут, наикратчайший путь, минимальный отрезок времени ее движения. К типичным недостаткам закрытых электронных систем также следует отнести следующие:

  • поддержка и обслуживание предыдущей в случае обновления или выхода новой версии системы, что повышает стоимость ее сопровождения;
  • низкий уровень прозрачности совершаемых транзакций в электронных системах;
  • невозможность осуществления контроля и мониторинга в режиме реального времени со стороны уполномоченных лиц;
  • наличие высокого риска бесследного изменения или удаления данных;
  • сложный и разрозненный интерфейс программного обеспечения;
  • невозможность интегрированного взаимодействия с разными системами одного типа;
  • наличие временного лага при выгрузке базы данных;
  • высокий уровень ручного труда;
  • ограниченность процесса сбора информации (невозможность сбора данных и формирования отчетности по новым незаданным ранее направлениям и формам) и громоздкость задвоенного ее объема, приводящая к искажению данных;
  • закрытость персональной информации и личных сведений для экономических субъектов и др.

В настоящее время дистанционное взаимодействие органов службы занятости и населения при реализации социальной поддержки безработных и содействия им в трудоустройстве происходит по сложнейшей многоходовой длительной «схеме», представленной на рисунке 1, которая, как отмечено выше, не только не обеспечивает в полной мере устойчивость рынка труда во времена коронацифровизации, а также в перспективе не способна своевременно аккумулировать достоверную информацию, позволяющую определить потребности информационного общества.

Применяемый в России централизованный подход к формированию единой электронной информационной системы как звена между разрозненными закрытыми централизованными базами данных является неэффективным и не способствует повышению устойчивости рынка труда особенно в условиях глобальной цифровой трансформации общественной жизни и проявляемого интереса регуляторов к идее смарт-контрактов и окрашивания платежных средств, которая не может быть реализована в классических системах представления информации.

Рисунок 1 – Типовая схема дистанционного взаимодействия экономических субъектов на рынке труда с привлечением государственного посредничества в эпоху автономно функционирующих электронных систем централизованного типа*

*Разработано авторами

 

Подчеркнем, что никакие серьезные технические модернизации автономно функционирующих электронных систем не способны обеспечить повышенный уровень автоматизации, к которому стремится новый тип общества в эпоху цифрового государства. Необходимо использовать инновационный подход к созданию открытой информационной системы с сохранением конфиденциальности персональных данных и неразглашения коммерческой тайны, формирующей доверенную цифровую среду для прямого обмена информацией разного типа в режиме реального времени, вносимую исключительно первоисточниками ее регистрации и исключающую обработку третьими лицами с учетом полномочий должностных лиц. Так, типовая схема дистанционного взаимодействия экономических субъектов на рынке труда с привлечением государственного посредничества в цифровой реальности представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Типовая схема дистанционного взаимодействия экономических субъектов на рынке труда с привлечением государственного посредничества в цифровой реальности*

*Разработано авторами

 

В противовес классическому эволюционирует инновационный подход к организации информационных систем, который пристальное внимание привлек в результате популяризации современных публичных децентрализованных криптосистем. В его основе лежат технологии распределенных реестров, отличающиеся способами формирования:

  • путем внесения отдельных записей;
  • на основе формирования блоковых структур.

Первый вариант предполагает внесение информации в цифровую систему без объединения в блоки, когда новая запись подкрепляет предыдущую, и они включают данные друг о друге (рисунок 3).

Рисунок 3 – Цепочка последовательных записей*

*Разработано авторами

 

Второй вариант предусматривает добавление в распределенный реестр сформированных групп записей, оформленных соответствующим образом и подтвержденными хешем блоков. Добавленный блок подтверждает предыдущий (рисунок 4).

Рисунок 4 – Формирование цепочки последовательных блоков*

*Разработано авторами

 

Привлекательные возможности технологии распределенных реестров как инновационного решения шестого технологического уклада обусловлены механизмом ее функционирования. Идейный смысл в территориально распределенной сети хранения информации разного типа с применением алгоритма консенсуса для синхронизации новых записей или блоков, гарантирующего неизменность внесенных данных. Принцип работы инновационной технологии заключается в хранении идентичных реестров на нодах, объединенных в одноранговую сеть [13]. Вместе с тем каждая новая добавляемая запись или блок подтверждает предыдущие, делая невозможным их удаление и изменение. Входящие в децентрализованную сеть ноды являются равноправными, и для эксплуатации цифровой сети необходимо обеспечение исправной работы не всех нод, а большей их части. Существенная территориальная распределенность цифровой сети делает ее невосприимчивой к потере отдельных нод (в частности, в результате неблагоприятных последствий катастроф, кратковременных неполадок в работе компонентов сети и каналов связи, действий злоумышленников и др.). Технология распределенных реестров не просто обеспечивает защищенное хранение информации, не зависимо от ее категории и типа, а предоставляет гарантию ее достоверности, подлинности и неотрекаемости за счет применения криптографических методов защиты [12].

В настоящее время исключительно цифровые платформы, обеспечивая надежное и достоверное массовое сотрудничество, открывают возможности для нового способа взаимодействия [7]. Однако, на наш взгляд, при организации легитимной национальной цифровой платформы необходимо использовать модель не публичных, а частных распределенных реестров (рисунок 5). Предполагается, что оператор как конкретное официальное лицо – представитель частной цифровой системы должен владеть и управлять нодами, выполняющими хранение и обработку данных. Функционирование такого распределенного реестра осуществляется исключительно в защищенной сети, отделенной межсетевыми экранами от общественных сетей. Межсетевые экраны позволяют связать между собой отдельные территориально распределенные ноды по защищенным каналам связи.

Рисунок 5 – Типовая модель частной цифровой системы*

*Разработано авторами

 

По результатам сопоставления функционирующих электронных и цифровых систем нами сформулированы рекомендации, направленные на модификацию существующих децентрализованных криптовалютных платформ с целью устранения характерных недостатков и уязвимостей, сдерживающих их легитимизацию и формальное использование на государственном уровне:

  • применение определенных типов распределенных реестров при формировании легитимной национальной цифровой системы, обладающих следующими характеристиками: формирующийся на основе добавления записи; с полной идентификацией; альтернативный; с неограниченным количеством активов; с ограниченным доступом пользователей; гибридный реестр; с изменяемым размером записи транзакции; без мотивации майнеров; с собственной инфраструктурой;
  • применение модели частных распределенных реестров с выделенной организационно-институциональной структурой, ответственной по вопросам поддержки функционирования сети и решения возникающих проблем;
  • включение механизма управления доступом к функционалу учетной записи пользователя;
  • урегулирование споров и решение претензий между пользователями на основе условий смарт-контрактов и привлечения доверенного лица;
  • внедрение конструктора смарт-контрактов и механизмов «песочниц» для моделирования и апробации результатов смарт-контрактов;
  • персонализация всех участников формальной цифровой среды;
  • токенизация безналичного рубля для отражения денежных потоков в цифровом пространстве, опосредующих взаимодействие экономических субъектов;
  • применение в процессе управления следующих механизмов: а) использование нескольких ключей, ассоциированных с одной учетной записью, б) возможность смены учетной записи, доступ к которой утерян, реализуемой через ее блокировку и создание новой с аналогичными правами, в) предусмотреть смарт-контракты на управление доверенному (третьему) лицу;
  • хранение закрытого ключа пользователя цифровой сети на съемном устройстве с дополнительными средствами защиты;
  • реализация многослойного представления данных пользователя с разделением типов информации в цифровой среде;
  • предельное уменьшение числа подтверждений до безопасного значения;
  • установление паузы (минимальная длительность одна секунда) между двумя совершаемыми операциями по учетной записи одного пользователя и др.

Вывод. На практике в условиях глобальной цифровизации и стремительного процесса дистанцирования эффективная реализация проактивной системы взаимодействия экономических субъектов на рынке труда возможна исключительно в результате формирования единой доверенной среды на базе технологии распределенных реестров, способной представить качественно новый формат организации информационного процесса с повышенным уровнем автоматизации, комплексно аккумулируя и предоставляя необходимые данные из разных источников о трудовых ресурсах и обеспечивая эффективное ее распределение на рынке труда.

Единая унифицированная платформа позволит также оперативно предоставлять в автоматизированном режиме расширенные статистические данные абсолютно по любому заданному направлению, в том числе позволяющие своевременно определять потребности в кадрах и новых компетенциях, выявлять сферы избытка специалистов и актуализировать перечень устаревающих специальностей.

Вместе с этим станет возможной организация безопасного дистанционного обслуживания и обеспечение бесперебойности функционирования информационной системы, проведение текущего ведомственного и общественного контроля (мониторинга) в интересах граждан, реализация принципа допустимой открытости, стимуляция финансовой интеграции, снижение негативного влияния низкого уровня грамотности и действенное противостояние экономической и информационной преступности, оперативное обновление в режиме реального времени и надежное хранение информации с гарантией невозможности ее фальсификации или бесследного (обезличенного) изменения.

Список литературы

1. Гарсиа-Масиа Д., Гойял Р. Раскол в цифровую эпоху [Электронный ресурс] // Финансы и развитие. 2021. № 1. С. 21-23. URL: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2021/03/pdf/fd0321r.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

2. Индивидуальный лицевой счет в ПФР - отвечаем на самые актуальные вопросы [Электронный ресурс] // Информационный портал Пенсионного фонда Российской Федерации. URL: https://pfr.gov.ru/branches/spb/news~2019/03/04/176978 (дата обращения: 05.02.2022).

3. На «Госуслугах» зарегистрировано 90 млн пользователей с подтвержденной учетной записью [Электронный ресурс] // Информационный портал ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/13119181 (дата обращения: 05.02.2022).

4. Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными: постановление Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 г. № 460 [Электронный ресурс] // Информационный портал Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349939/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 27.01.2022).

5. Саломатин Е.В. Потенциал технологии blockchain в мировых системах налогообложения [Электронный ресурс]. URL: https://internetnauka.com/index.php/journal/article/view/260 (дата обращения: 20.01.2022).

6. Счетная палата сообщила о нарушениях пенсионных прав граждан [Электронный ресурс] // Информационный портал ВЕДОМОСТИ. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/08/24/837611-schetnaya-palata (дата обращения: 20.02.2022).

7. Тапскотт Д., Тапскотт А. Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня // Пер. с англ. К. Шашковой, Е. Ряхиной. М.: Эксмо, 2018. С. 60.

8. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер. с англ. И. Дубинского; Под ред. С. Писарева. Киев: ITN Пресс; М.: Рефл-бук, 1999. 403 с.

9. У некоторых россиян пропал стаж и пенсионные баллы. Проверьте свои выписки [Электронный ресурс] // ТинькоффЖурнал. URL: https://journal.tinkoff.ru/news/propali-bally/ (дата обращения: 09.02.2022).

10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационный портал Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372680/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100043 (дата обращения: 03.01.2022).

11. Шадаев М.И. Представлена бета-версия обновленного портала Госуслуг [Электронный ресурс] // Информационный портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/40698/ (дата обращения: 09.01.2022).

12. Cade Metz. Why Wall Street Is Embracing the Blockchain - Its Biggest Threat [Electronic resource]. URL: https://www.wired.com/2016/02/wall-street-is-embracing-the-blockchain-its-biggest-threat/ (access date 11.02.2022).

13. Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System [Electronic resource]. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf (access date 10.02.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?