ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема и направления совершенствования профессионального образования специалистов социальной сферы в аспекте математической подготовки. Автор отмечает, что математическая подготовка в процессе обучения социолога важна в первую очередь для понимания направлений научной и профессиональной деятельности. Автором отмечены направления научной и профессиональной деятельности. Автор указывает, что одной из самых важных функций является проведение прогностических исследований в области педагогики и построения моделей на их основе. Автором отмечены приоритетные направления курса математики для специальностей социального профиля. Автором были выявлены проблемы организации обучения будущих социологов, представляющих собой факторы снижения эффективности подготовки будущих социологов. Автором отмечены дальнейшие направления научных изысканий в данном вопросе.

Ключевые слова:
подготовка социологов, социология, процесс обучения, профессиональное образование, математическая подготовка
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Многим странам мира необходимо совершенствовать профессиональное образование специалистов социальной сферы. Это актуальная проблема современности. Необходимо стратегически направлять развитие системы подготовки кадров социальной сферы. Это поможет решить проблему индивидуально-ориентированного профессионального образования, в котором существует своеобразный тандем «преподаватель – студент», где студент со своей познавательной и учебной деятельностью, которая является ведущей [1, c. 13].

При проведении анализа программ обучения социологов в зарубежных университетах, можно сделать вывод, что профессиональными компетенциями студентов является [2, c. 54]:

- знания о групповом и индивидуально поведении людей;

- понимание теории и методологии деятельности специалиста в социальной сфере;

- работа над формированием профессиональных знаний.

И тут представляет особый интерес рассмотреть профессиональную подготовку. Наиболее важным и интересным для рассмотрения в подготовке социолога является математическая подготовка [11, c. 43].

Математическая подготовка в процессе обучения социолога важна в первую очередь для понимание следующих направлений научной и профессиональной деятельности [9, c. 34]:

1) понимание логической взаимосвязи тех или иных процессов;

2) формирование познавательной деятельности;

3) использование в прикладной деятельности в ходе выполнения профессиональных обязанностей

4) проведение ретроспективных исследований

5) формирование модели и понимание структуры мира с философской позиции.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что математическая подготовка социолога представляет собой актуальную задачу, которую необходимо рассмотреть более подробно; также можно сделать вывод что профессиональная подготовка по математическому направлению всесторонне развивает личность будущего социолога [6, c. 80-81].

Следует отметить, что математическая наука и социология тесно переплетены. Так, социум создает некую задачу, которую необходимо решить и создать для решения специальный аппарат для решения данной и последующих аналогичных задач. И именно математика создает данный специальный методологический аппарат либо приспосабливает существующие ранее [5, c. 34].

Так, одна из самых важных функций - прогностически исследовать педагогическую деятельность, а также построение определенных моделей на ее основе. Так, применяются методы математического познания. Необходима обработка полученных данных методом эксперимента и опроса, и затем использовать, чтобы установить закономерности и выявить математические зависимости между изучаемыми явлениями. Тут применяется методика создания алгоритмов – алгоритмизация процесса обучения и формирование алгоритмов взаимодействии учитель-ученик [2, c. 75].

Социологическая наука опирается на статистические методы в изучении большинства социологических процессов, а именно социологических данных таким образом пытаясь ответить и найти решения в существующих проблемах социума и исследовать социальное развитие. Исходя из полученных данных формируется тот или иной социологический прогноз, который затем используется в других науках и для других исследований. При каждом таком исследовании социума, социологи сталкивается с необходимостью построить математическую модель. Любая форма организации в социуме рассматривается как целая система, имеющая свои закономерности и состоящей из нескольких частей и разумеется создание подобных моделей невозможно без использования математических методов познания. Зачастую социологам ставят задачу классифицировать главные объекты изучаемых процессов и связи между ними – так, распространение в социологии получил метод аксиоматического анализа [3, c. 63].

При профессиональной подготовке в высших учебных заведениях социологов важное значение уделяют экологические дисциплины, как науки изучающие экологические катаклизмы, представляющий частый объект исследования социологов. В данном аспект также очевидно значение математических методов, так как экометрия как связь математики и экологии поднимает глобальные проблемы человечества: образуются озоновые дыры, таят ледники, увеличивается население, снижается рождаемость в отдельных странах и т.д., что требует использовать статистические методы обработки данных.

Для рассмотрения математической подготовки студента социолога можно использовать следующие точки зрения [13, c. 142; 7, c. 47]:

1) исторический – математика отражает процесс освоения окружающего мира, так как развитие и зарождение математики связано с решением практических прикладных вопросов;

2) методологическая – потребность в обработке результатов исследования;

3) педагогическая – потребность в обобщении и конкретизации, необходимость обосновывать последовательность профессиональной деятельности, явлений и т.д., выделение основополагающих механизмов и отделение их от второстепенных.

4) дидактическая – построение математической подготовки, заложенной еще Я.А Коменским [4, c. 43]: от простого к сложному, целостный, наглядный и системный подход; формирование интереса у студента и т.д.

5) содержательная – вся математическая подготовка с которой сталкивается студент социолог должна представлять собой целостный процесс обучения; имеющий свою уникальную специфику и логически обоснованную структуру.

Существенный проблемой математической подготовки студентов социологов в вузе является отсутствие опыта у преподавателей касательно сферы профессиональной детальности выпускников в будущем. В этом случае Е.А Климов [8, c. 36] предлагает применять экспертный метод и метод с включенным наблюдением, которое позволяет в определённой мере освоить будущую профессию выпускников для преподавательского состава. Данный метод строится на том, что преподаватель предметник осваивает в ходе различных видов производственной практики и курсах повышения квалификации будущую специальность своих подопечных.

Также для определения содержания образования студентов социологов используются методы аргументированного прогноза по исследуемым отраслям (общественное хозяйствование, социально-экономическое развитие).

На данный момент, осознавая всю актуальность и потребность в фундаментальных науках, в вузах Росси существует большой опыт формирования у будущих социологов структурированного понятия математических методов в их будущей профессии. Можно выделить следующие направления [10, c. 43]:

- теоретическая подготовка;

- применять математические методы на примере задач с расчетами;

- использовать аппарат математики, создавая научные публикации и выполняя курсовые и дипломные работы.

Изучается теория, связанная с формированием математической компетентности будущего социолога. Для этого существуют занятия и курсы математической подготовки студентов. На них на практике реализуются индивидуальные умения, так как это обязательная часть профессиональной подготовки. Практикант должен хорошо владеть теорией математической базы, чтобы решить в реальности научно-практические социологические задачи [11,12].

Анализу учебников, в основе которых лежит математическое образование студентов вуза социологических специальностей, нет предела. Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что изложение авторами материала является простым и интересным. Оно доступно для всех. В материалах присутствуют рисунки, графики, схемы. Авторы использую термины, прикладные задачи. Они соответствуют специальности. Компетентность социолога в математике не имеет строгих математических доказательств из технических учебников. Снижено количество доказуемых теорем и выводы к ним. Основной акцент идет на математику и ее историю, методологический и философский план. Рассматриваются концепции математики в современности. Это по традиции факультативный курс. Сложные направления в математике не рассматривают вообще или рассматривают мало и просто. Например, это анализ функции  нескольких переменных и рядов в  математике, дифференциальные уравнения. Также можно отнести сюда векторную и линейную алгебру.

Специальности социального профиля имеют приоритет в направлении курса математики. Это математическая статистика, теория вероятностей; математический анализ, функции одной переменной; теория множеств; математическая логика; аксиоматика; математическое моделирование; число и алгебраические структуры; аналитическая геометрия; дифференциальные уравнения; история, методология и философия математики. Мало задействованными при изучении являются: комбинаторика; графы; линейная алгебра; математическое мышление и структура математики; последовательности и ряды; теория игр; задача на принятия решений на основе законов математической и формальной логики. Также сюда можно отнести программирование и векторную алгебру.

Таким образом, преподавательскому составу необходимо самостоятельно разрабатывать содержание профессионально-прикладных дисциплин. Сами же концепции подготовки социолога в вузе основываются на таких подходах как личностный, деятельностный, контекстный и системный. Это значит, что математическая подготовка в вузе направлена и на креативно-теоретическое мышление социолога, возможность охватить исследуемый вопрос максимально широко и выбрать верный методологический аппарат. Это достигается путем использований учебных-теоретических и практических действий; происходит формирование культуры студентов в области логики и эвристики. Так развивается учебно-познавательная и профессиональная деятельность.

Исследование организации обучения будущих социологов позволяет обнародовать ряд проблем, представляющих собой факторы снижения эффективности подготовки будущих социологов:

1) малая связь между теоретической подготовкой студентов и практической деятельностью

2) противоречие между изучаемыми в теории методами организации исследовательского процесса и реальным положением дел;

3) практическая работа студентов не позволяет в полной мере раскрыть творческий потенциал будущих социологов;

4) часто несогласованная деятельность на местах прохождения практики;

5) отсутствуют единые требования и критерии оценки деятельности студентов.

Многообразные типы учреждений социальной сферы с практикующими будущими социологами, а также процессы инноваций в этих учреждениях, вызывают необходимость подготовить будущих специалистов, умеющих владеть многообразием современных технологий.

 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс. - 2018. - 365 с.

2. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалиста педагогического профиля: сборник статей / Н.К. Бакланова. - М.: МГПИ, 2017.- 115 с.

3. Белкин A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A.C. Белкин. - Челябинск, 2016. - 176 с.

4. Гнездилова H.A. Термины «компетентность» и «компетенция» как категория профессионального становления специалиста / H.A. Гнездилова // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. - 2017. Т. 13. - с. 10-11.

5. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор // Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. - М.: Университетская книга, 2017. - № 4. - с. 27-41.

6. Ломакина O.E. Теоретико-аксиологические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе (социокультурный аспект). / O.E. Ломакина. - Челябинск, 2016. - 341 с.

7. Леванова Е.А. Актуальные проблемы профессионального педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов / Е.А. Леванова. - Калининград, 2016. - 354 с.

8. Малинаускас Р.К., Гудонис В.П., Шнирас Ш.А. Динамика социально-психологической компетентности студентов педагогических вузов / Р.К. Малинаускас, В.П. Гудонис, Ш.А. Шнирас // Психологический журнал. - 2017. - Т. 28. - № 4. - с. 45-51.

9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2016. - 269 с.

10. Моргунова А.Г. Социологический аспект исследования качества подготовки специалиста / А.Г. Моргунова // Вестник университета. - 2017. - №6 (32). - с. 12-14.

11. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Министерство образования Российской Федерации, Национальный фонд подготовки кадров. - М.: ООО «Мир книги», 2017. - 95 с.

12. Топчий Л.В. Отечественные исследователи проблем социальной работы / Л.В. Топчий. - М., 2016. - 92 с.

13. Топчий Л.В. Проблемы развития теории профессии «социальная работа» / Л.В. Топчий // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - №2.

Войти или Создать
* Забыли пароль?