аспирант
В статье рассматривается процесс содействия профессиональному самоопределению школьников с использованием методов проектного и исследовательского обучения. Организация в вузе профориентационной работы со школьниками путем реализации дополнительных образовательных программ способствует мотивированию талантливой и одаренной молодежи к осознанному выбору траектории профессионального образования. Дополнительное образование реализуется, в первую очередь, в целях удовлетворения потребностей школьников в личностном развитии и поэтому малоэффективно, если осуществляется в соответствии с традиционными моделями обучения. Авторы обосновывают использование проектного и исследовательского методов обучения в ходе реализации дополнительных образовательных программ для школьников как средства их развития и саморазвития, формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности, осознания предпочитаемой сферы будущей профессиональной деятельности. Исследование эффективности использования методов проектного и исследовательского обучения в ходе реализации профориентационных дополнительных образовательных программ для школьников осуществлялось на базе Центра технологической поддержки образования кафедры педагогики и психологии профессионального образования Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева. В результате исследования показано, что организация проектно-исследовательской деятельности школьников способствует получению ими опыта реальной проектно-изыскательной работы (в отдельных ее элементах) и формированию соответствующих практических умений.
профессиональное самоопределение, проектно-исследовательская деятельность, дополнительные образовательные программы, эксперимент, проектирование и конструирование, профориентационная работа
1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Самоопределение личности в условиях неопределенности // Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сб. научн. статей. Саранск, 24 апреля 2020 года. - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2020. - С. 34-39.
2. Захаров О.Е. Опыт проведения проектных образовательных смен сотрудниками ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина» / О.Е. Захаров [и др.] // Пилотируемые полеты в космос: материалы 12-й Международной научно-практической конференции, 24-26 октября 2017 г. Звездный городок / Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, 2017. С. 307-308.
3. Козленкова Е.Н. Проектная деятельность школьников как средство профессионального самоопределения в области инженерных профессий / Е.Н. Козленкова, И.Ф. Кривчанский. // Международный научный журнал. 2019. № 4. С. 62-69. DOIhttps://doi.org/10.34286/1995-4638-2019-67-4-62-69.
4. Кубрушко П.Ф. «Космический эксперимент» как средство развития исследовательских компетенций школьников / П.Ф. Кубрушко, Е.Н. Козленкова, Д.О. Еприкян // Пилотируемые полеты в космос: Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Звездный городок, 17-19 ноября 2021 года - Звездный городок: Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, 2021. - С. 371-373.
5. Лунина Ю.В. Опыт проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в системе профориентации / Ю.В. Лунина, С.Н. Саломатова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 2(19). - С. 89-92.
6. Патрахина Т.Н. Профориентационная работа в вузе: проектный подход / Т.Н. Патрахина, К.С. Вялкова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2018. - № 4. - С. 85-95. - DOIhttps://doi.org/10.24422/MCITO.2018.4.12373.
7. Постоева Е.С. Исследовательское и проектное обучение: сходство и отличие / Е. С. Постоева // Педагогический поиск. - 2019. - № 3. - С. 30-34.
8. Тарасова С.В. Проектно-исследовательская деятельность как средство профориентации обучающихся и повышения квалификации педагогов / С.В. Тарасова // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2019. - № 4-2. - С. 65-67.
9. Хацринова О. Ю. Проектное обучение: от школы до вуза / О.Ю. Хацринова, И.В. Павлова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 6(149). - С. 55-62.
10. Чистякова С.Н. Технологические и практические подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка. - Москва: Экон-Инфор, 2019. - С. 137-147.
11. Bragina T.M. Comparative analysis of mini-project activities of students of general educational schools and schools of innovative education / T. M. Bragina, A. U. Kosanova // 3i: intellect, idea, innovation - интеллект, идея, инновация. - 2021. - No 3. - P. 30-37. DOIhttps://doi.org/10.52269/22266070_2021_3_30