сотрудник с 01.01.2018 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Вопрос обеспечения экономической безопасности России наиболее остро стоял всегда, но в новых реалиях 2022 года он стал наиболее актуален. «Голландская болезнь» российской экономики, разрыв логистических цепочек, импортозамещение в условиях санкционного давления являются основными проблемами в условиях западноевропейского давления на российский бизнес. Возможность маневрирования и быстрого приспособления производств, отраслей и всего комплекса обрабатывающей промышленности и лежит в основе национальной экономической безопасности в условиях международных санкций вне зависимости от того, насколько они обоснованы.
экономическая безопасность, санкции, обрабатывающая промышленность, устойчивость развития
Экономика России с 2014 года испытывала давление со стороны ряда стран в виде санкций и ограничений в отношении целого ряда отраслей, но в 2022 году ситуация не только усугубилась, но и большинство крупных международных компаний прекратили ведение своего бизнеса в нашей стране. В данной ситуации различные сектора российской экономики оказались по-разному готовы к новой реальности. С большей долей вероятности угроза реализации новых пакетов санкций в отношении РФ сохранится, а резистентность отраслей экономики может измениться под влиянием возникающих обстоятельств.
По данным агентства НКР («Национальные кредитные рейтинги») [1] было выявлено, что наиболее импортозависимыми являются такое отрасли, как электроэнергетика, розничная торговля, добыча угля, авиаперевозки, телекоммуникации и связь. Наиболее уязвимым аспектом деятельности являются логистические цепочки в отраслях черной металлургии железнодорожных, морских и авиаперевозок.
Таблица 1
Устойчивость/резистентность базовых отраслей российской экономики к новым потрясениям 2022 года
Отрасли |
Факторы резистентности |
||||||
Электроэнергетика |
Импортозависимость |
Логистические цепочки |
Фондирование |
Рынки сбыта |
Рабочая сила |
Влияние государства |
|
|
|
|
|
|
|
||
Черная металлургия |
|
|
|
|
|
|
|
Цветная металлургия |
|
|
|
|
|
|
|
Розничная торговля |
|
|
|
|
|
|
|
Добыча угля |
|
|
|
|
|
|
|
Добыча нефти |
|
|
|
|
|
|
|
Добыча газа |
|
|
|
|
|
|
|
Железнодорожные и морские перевозки |
|
|
|
|
|
|
|
Авиаперевозки |
|
|
|
|
|
|
|
Жилищное строительство |
|
|
|
|
|
|
|
Телекоммуникации и связь |
|
|
|
|
|
|
|
Сельское хозяйство |
|
|
|
|
|
|
|
Пищевая промышленность |
|
|
|
|
|
|
Исследование построено по принципу учета факторов, которые:
|
- несут в себе дополнительные риски |
|
- оказывают смешанное влияние |
|
- способствуют устойчивости отраслей в текущей ситуации |
Зависимость от импорта для большинства отраслей является значительной в силу того, что в краткосрочной перспективе до 3 лет невозможно заменить технологическое оборудование, но одновременно альтернативные поставки материалов и комплектующих из стран, не поддерживающих санкции, смягчают негативное влияние данного фактора. Доступ к фондированию также снизился вследствие сокращения доступности рыночного финансирования, однако в более выигрышной позиции оказались субсидируемые отрасли, такие как сельское хозяйство, строительство, пищевая промышленность. Также и компании, реализующие свою продукцию на внутреннем российском рынке, сохранили иммунитет к негативным явлениям в части рынков сбыта. Доступность рабочей силы в кризисной ситуации осталась приемлемой. Государство в условиях санкций приняло все меры поддержки значительной части отраслей, так как в силу необходимости обеспечения экономической безопасности государства и потребности населения в жилье приоритетными направлениями являются сельское хозяйство, электроэнергетика, жилищное строительство. В дальнейшем потребуется поддержка транспортной отрасли, особенно пассажирским авиаперевозкам.
В макроэкономическом смысле Россия успешно справилась с санкционным давлением, да и мировая экономика тоже очень сильно зависит от России в части поставок сырьевых товаров, что кардинально влияет на мировую инфляцию и мировое производство. [3, С.11] Рынок труда также был отзывчив на новые условия и реальные доходы населения снизились не значительно на (на 1,2% в 1 квартале 2022 года). [4]
Таблица 2
Конечно, можно рассчитывать только на то, что Россия сможет расширить свое сырьевое влияние на страны Азии, Африки и арабского мира, а также будет возможность привлечь Китай с его технологиями, однако удовлетвориться только этим было бы огромной ошибкой. В основе обеспечения национальной экономической безопасности следует видеть создание системы развитой обрабатывающей промышленности. И уже на базе этого достигнутого уровня развития обрабатывающей промышленности возможно осуществление действий по обеспечению национальной экономической безопасности в новой ситуации – в условиях санкций, когда, опираясь на достигнутый уровень развития обрабатывающей промышленности, возможно ее гибкое, отвечающее конкретным условиям и запросам рынка, дальнейшее развитие российской промышленности. Собственно говоря, возможность такого маневрирования и быстрого приспособления производств, отраслей и всего комплекса обрабатывающей промышленности и лежит в основе национальной экономической ситуации в условиях международных санкций вне зависимости от того, насколько они обоснованы. Современная ситуация с санкциями в отношении России позволяет подтвердить еще одну сторону санкций, которая ранее оставалась вне рассмотрения в аспекте экономической безопасности, поскольку в таком явном виде не проявлялась. Речь идет о том, что, накладывая ограничения на торговый обмен с Россией, страны-санкционеры не предусмотрели наличие или заблаговременное формирование рынков сбыта для собственной продукции[1]. В результате возникли внутренние угрозы экономике стран-санкционеров, то есть возникла угроза экономической безопасности самих стран-санкционеров. В современных условиях международного разделения труда настолько прямолинейные действия, как санкции, связанные с ограничением поставок промышленной продукции в ту или иную страну, несут зачастую большую угрозу странам-санкционерам, нежели санкционируемым странам, поскольку «санкционные меры создают издержки не только для страны-объекта, но и для государств, стремящихся использовать этот инструмент в своих интересах». [2, С.23-33]
В связи с таким эффектом «бумеранга» (назовем его эффектом «санкционного бумеранга») следует признать, что в современных условиях международного разделения труда, взаимозависимости национальных рынков целесообразность экономических санкций как механизма принуждения практически утрачена или существенным образом ограничена. Кроме того, при принятии решения о введении санкций в отношении той или иной страны необходим предварительный анализ и прогноз санкционной ситуации под углом возможности генерирования внутренних экономических угроз для экономики стран-санкционеров. Выявленные потенциальные угрозы должны быть оценены с точки зрения возможности из нейтрализации. В случае, если потенциальные угрозы не могут быть нейтрализованы, страна не должна участвовать в санкциях, безусловно, при условии, что интересы экономической безопасности данной страны правительством страны ставятся выше задачи нанесения ущерба (зачастую мнимого) экономике другой страны. В случае, если потенциальные угрозы экономике страны-санкционера вследствие ее участия в санкционном процессе могут быть нейтрализованы, до начала участия страны в санкционном процессе должен быть определен и реализован комплекс мероприятий, позволяющий экономике страны функционировать без ущерба для ее состояния. Такими превентивными действиями должен быть в первую очередь выход на альтернативные рынки или изменение ассортиментной структуры выпуска продукции таким образом, чтобы сократить выпуск продукции, участвующей в ограничении поставок и расширить выпуск продукции, альтернативной по рынкам сбыта. [5, С.107-116]
Таким образом, если государство имеет, во-первых, собственные сырьевые ресурсы, причем разнообразные по своему составу и в достаточном количестве, во-вторых, развитую обрабатывающую промышленность, в-третьих, способность промышленности к маневрированию и мобилизации ресурсов, в-четвертых, развитый внутренний рынок сбыта, характеризующийся платежеспособным спросом, то можно говорить о высоком уровне экономической безопасности страны, выражающейся в способности экономики страны противостоять санкционным действиям со стороны международного сообщества.
[1] Здесь представляется уместным вспомнить о хорошо известных, благодаря активному освещению в прессе, двух из многочисленных случаев, когда возникли проблемы с продажей товаров, подпавших под санкции. Польские яблоки, которые до санкций массово поставлялись в Россию, а после введения санкций практически утратили рынок сбыта, в результате чего, как сообщило Министерство сельского хозяйства Польши, «суммарные ожидаемые потери для польского плодоовощного сектора, связанные с введением Россией эмбарго, могут составить 500 млн евро». Другой случай связан с отказом Франции от поставки России универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль», после чего РФ потребовала возврата 1,15 млрд евро. Вопрос продажи кораблей «Мистраль» Францией третьей стороне также весьма сомнителен, поскольку в настоящее время потребности в кораблях такого типа нет ни у одной страны. В результате Франции угрожают значительные финансовые потери.
1. Баймухаметова Л., Диваков А., Орехов Д., Пискунов А., Проклов А., Тайкетаев Н. Испытание на прочность [Электронный ресурс] // URL: https://ratings.ru/files/research/corps/NCR_Resilience_150622.pdf (дата обращения: 29.06.2022)
2. Балуев Д.Г. Эволюция экономических санкций как инструмента внешней политики. От второй мировой войны до санкций против России // Международные процессы. 2014. Т.12. № 38. С.23-33
3. Гурова Т. Выдавить из себя нетбэк // Эксперт. М.: Издательство «Эксперт». №25 (1257). 2022. - С. 11
4. Росстат: реальные располагаемые доходы населения в 1 квартале снизились [Электронный ресурс]. - URL: https://erzrf.ru/news/rosstat-realnyye-raspolagayemyye-dokhody-naseleniya-v-i-kvartale-2022-goda-snizilis-na-12-grafiki?search=доход&ysclid=l4zqsy7t4u101582216 (дата обращения 12.05.2022)
5. Сараджева О.В. Экономическая безопасность России в условиях санкций. Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 7. С. 107-116