from 01.01.2018 until now
Moscow, Moscow, Russian Federation
The issue of ensuring the economic security of Russia has always been the most acute, but in the new realities of 2022 it has become the most relevant. The "Dutch disease" of the Russian economy, the disruption of supply chains, import substitution under sanctions pressure are the main problems in the context of Western European pressure on Russian business. The ability to maneuver and quickly adapt industries, industries and the entire complex of the manufacturing industry is the basis of national economic security in the context of international sanctions, regardless of how justified they are.
economic security, sanctions, manufacturing industry, development sustainability
Экономика России с 2014 года испытывала давление со стороны ряда стран в виде санкций и ограничений в отношении целого ряда отраслей, но в 2022 году ситуация не только усугубилась, но и большинство крупных международных компаний прекратили ведение своего бизнеса в нашей стране. В данной ситуации различные сектора российской экономики оказались по-разному готовы к новой реальности. С большей долей вероятности угроза реализации новых пакетов санкций в отношении РФ сохранится, а резистентность отраслей экономики может измениться под влиянием возникающих обстоятельств.
По данным агентства НКР («Национальные кредитные рейтинги») [1] было выявлено, что наиболее импортозависимыми являются такое отрасли, как электроэнергетика, розничная торговля, добыча угля, авиаперевозки, телекоммуникации и связь. Наиболее уязвимым аспектом деятельности являются логистические цепочки в отраслях черной металлургии железнодорожных, морских и авиаперевозок.
Таблица 1
Устойчивость/резистентность базовых отраслей российской экономики к новым потрясениям 2022 года
Отрасли |
Факторы резистентности |
||||||
Электроэнергетика |
Импортозависимость |
Логистические цепочки |
Фондирование |
Рынки сбыта |
Рабочая сила |
Влияние государства |
|
|
|
|
|
|
|
||
Черная металлургия |
|
|
|
|
|
|
|
Цветная металлургия |
|
|
|
|
|
|
|
Розничная торговля |
|
|
|
|
|
|
|
Добыча угля |
|
|
|
|
|
|
|
Добыча нефти |
|
|
|
|
|
|
|
Добыча газа |
|
|
|
|
|
|
|
Железнодорожные и морские перевозки |
|
|
|
|
|
|
|
Авиаперевозки |
|
|
|
|
|
|
|
Жилищное строительство |
|
|
|
|
|
|
|
Телекоммуникации и связь |
|
|
|
|
|
|
|
Сельское хозяйство |
|
|
|
|
|
|
|
Пищевая промышленность |
|
|
|
|
|
|
Исследование построено по принципу учета факторов, которые:
|
- несут в себе дополнительные риски |
|
- оказывают смешанное влияние |
|
- способствуют устойчивости отраслей в текущей ситуации |
Зависимость от импорта для большинства отраслей является значительной в силу того, что в краткосрочной перспективе до 3 лет невозможно заменить технологическое оборудование, но одновременно альтернативные поставки материалов и комплектующих из стран, не поддерживающих санкции, смягчают негативное влияние данного фактора. Доступ к фондированию также снизился вследствие сокращения доступности рыночного финансирования, однако в более выигрышной позиции оказались субсидируемые отрасли, такие как сельское хозяйство, строительство, пищевая промышленность. Также и компании, реализующие свою продукцию на внутреннем российском рынке, сохранили иммунитет к негативным явлениям в части рынков сбыта. Доступность рабочей силы в кризисной ситуации осталась приемлемой. Государство в условиях санкций приняло все меры поддержки значительной части отраслей, так как в силу необходимости обеспечения экономической безопасности государства и потребности населения в жилье приоритетными направлениями являются сельское хозяйство, электроэнергетика, жилищное строительство. В дальнейшем потребуется поддержка транспортной отрасли, особенно пассажирским авиаперевозкам.
В макроэкономическом смысле Россия успешно справилась с санкционным давлением, да и мировая экономика тоже очень сильно зависит от России в части поставок сырьевых товаров, что кардинально влияет на мировую инфляцию и мировое производство. [3, С.11] Рынок труда также был отзывчив на новые условия и реальные доходы населения снизились не значительно на (на 1,2% в 1 квартале 2022 года). [4]
Таблица 2
Конечно, можно рассчитывать только на то, что Россия сможет расширить свое сырьевое влияние на страны Азии, Африки и арабского мира, а также будет возможность привлечь Китай с его технологиями, однако удовлетвориться только этим было бы огромной ошибкой. В основе обеспечения национальной экономической безопасности следует видеть создание системы развитой обрабатывающей промышленности. И уже на базе этого достигнутого уровня развития обрабатывающей промышленности возможно осуществление действий по обеспечению национальной экономической безопасности в новой ситуации – в условиях санкций, когда, опираясь на достигнутый уровень развития обрабатывающей промышленности, возможно ее гибкое, отвечающее конкретным условиям и запросам рынка, дальнейшее развитие российской промышленности. Собственно говоря, возможность такого маневрирования и быстрого приспособления производств, отраслей и всего комплекса обрабатывающей промышленности и лежит в основе национальной экономической ситуации в условиях международных санкций вне зависимости от того, насколько они обоснованы. Современная ситуация с санкциями в отношении России позволяет подтвердить еще одну сторону санкций, которая ранее оставалась вне рассмотрения в аспекте экономической безопасности, поскольку в таком явном виде не проявлялась. Речь идет о том, что, накладывая ограничения на торговый обмен с Россией, страны-санкционеры не предусмотрели наличие или заблаговременное формирование рынков сбыта для собственной продукции[1]. В результате возникли внутренние угрозы экономике стран-санкционеров, то есть возникла угроза экономической безопасности самих стран-санкционеров. В современных условиях международного разделения труда настолько прямолинейные действия, как санкции, связанные с ограничением поставок промышленной продукции в ту или иную страну, несут зачастую большую угрозу странам-санкционерам, нежели санкционируемым странам, поскольку «санкционные меры создают издержки не только для страны-объекта, но и для государств, стремящихся использовать этот инструмент в своих интересах». [2, С.23-33]
В связи с таким эффектом «бумеранга» (назовем его эффектом «санкционного бумеранга») следует признать, что в современных условиях международного разделения труда, взаимозависимости национальных рынков целесообразность экономических санкций как механизма принуждения практически утрачена или существенным образом ограничена. Кроме того, при принятии решения о введении санкций в отношении той или иной страны необходим предварительный анализ и прогноз санкционной ситуации под углом возможности генерирования внутренних экономических угроз для экономики стран-санкционеров. Выявленные потенциальные угрозы должны быть оценены с точки зрения возможности из нейтрализации. В случае, если потенциальные угрозы не могут быть нейтрализованы, страна не должна участвовать в санкциях, безусловно, при условии, что интересы экономической безопасности данной страны правительством страны ставятся выше задачи нанесения ущерба (зачастую мнимого) экономике другой страны. В случае, если потенциальные угрозы экономике страны-санкционера вследствие ее участия в санкционном процессе могут быть нейтрализованы, до начала участия страны в санкционном процессе должен быть определен и реализован комплекс мероприятий, позволяющий экономике страны функционировать без ущерба для ее состояния. Такими превентивными действиями должен быть в первую очередь выход на альтернативные рынки или изменение ассортиментной структуры выпуска продукции таким образом, чтобы сократить выпуск продукции, участвующей в ограничении поставок и расширить выпуск продукции, альтернативной по рынкам сбыта. [5, С.107-116]
Таким образом, если государство имеет, во-первых, собственные сырьевые ресурсы, причем разнообразные по своему составу и в достаточном количестве, во-вторых, развитую обрабатывающую промышленность, в-третьих, способность промышленности к маневрированию и мобилизации ресурсов, в-четвертых, развитый внутренний рынок сбыта, характеризующийся платежеспособным спросом, то можно говорить о высоком уровне экономической безопасности страны, выражающейся в способности экономики страны противостоять санкционным действиям со стороны международного сообщества.
[1] Здесь представляется уместным вспомнить о хорошо известных, благодаря активному освещению в прессе, двух из многочисленных случаев, когда возникли проблемы с продажей товаров, подпавших под санкции. Польские яблоки, которые до санкций массово поставлялись в Россию, а после введения санкций практически утратили рынок сбыта, в результате чего, как сообщило Министерство сельского хозяйства Польши, «суммарные ожидаемые потери для польского плодоовощного сектора, связанные с введением Россией эмбарго, могут составить 500 млн евро». Другой случай связан с отказом Франции от поставки России универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль», после чего РФ потребовала возврата 1,15 млрд евро. Вопрос продажи кораблей «Мистраль» Францией третьей стороне также весьма сомнителен, поскольку в настоящее время потребности в кораблях такого типа нет ни у одной страны. В результате Франции угрожают значительные финансовые потери.
1. Baimukhametova L., Divakov A., Orekhov D., Piskunov A., Proklov A., Taiketaev N. Strength test [Electronic resource] // URL: https://ratings.ru/files/research/corps/ NCR_Resilience_150622.pdf (accessed 29.06.2022)
2. Baluev D.G. The evolution of economic sanctions as an instrument of foreign policy. From World War II to sanctions against Russia // International processes. 2014. V.12. № 38. P.23-33
3. Gurova T. Squeeze a netback out of yourself // Expert. M.: Publishing house "Expert". № 25 (1257). 2022. - P. 11
4. Rosstat: real disposable incomes of the population decreased in the 1st quarter [Electronic resource]. - URL: https://erzrf.ru/news/rosstat-realnyye-raspolagayemyye-dokhody-naseleniya-v-i-kvartale-2022-goda-snizilis-na-12-grafiki?search=income&ysclid=l4zqsy7t4u101582216 (accessed 05/12/2022)
5. Saradzheva O.V. Economic security of Russia under sanctions. Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 7. P. 107-116